Эти трое вместе учились в МАРХИ, но после профессиональная жизнь их разделила. Дмитрий Селивохин работал с Михаилом Хазановым, Борисом Шабуниным и Юрием Григоряном. Антон Ладыгин — с Тотаном Кузембаевым и Олегом Шапиро. А Алексей Курков трудился в АБ Piaff. Однако ребята продолжали общаться — у них было много общего, одни и те же идеалы, одни и те же устремления. Например, они мечтали в один прекрасный день основать свое собственное архитектурное бюро — и в 2011 году эта мечта осуществилась.

И начали они не с частных или офисных интерьеров. Нет, «Народный архитектор» сразу развернул активную деятельность «для народа», занявшись устройством выставок и общественных пространств. Целый ряд проектов был успешно реализован совместно с Государственным музеем архитектуры — и действительно, какое другое место лучше бы подошло для трансляции своих идей «народу»? И где, как не там, с тем самым «народом» можно так плотно взаимодействовать, изучая его потребности и вкусы?

Народный архитектор

Архитекторы разработали для музея новую систему визуальной ориентации, переделали двор, оформили экспозиции для нескольких выставок. Из последних работ — выставка «Метро: подземный памятник архитектуры», уличная выставка «Ретроскоп» — опять же про метро — на территории парка «Музеон» и экспозиция России на Триеннале-2016 в Милане, посвященная русскому авангарду. Куратором экспозиции выступила директор музея архитектуры — Ирина Коробьина.

Концепция «Let avant-garde heritage be!» создавалась еще под выставку «Авангарду быть!», которую «Народный архитектор» показывал два года назад. Это масштабный проект под эгидой Министерства культуры, охватывающий весь архитектурный авангард. Выставку изначально сделали модульной, что впоследствии помогло реэкспонировать ее на разных площадках — на «Зодчестве», в музее архитектуры и в Екатеринбурге. Основная ее часть была посвящена пяти проектам-стратегиям для памятников авангарда. Миланская же версия выставки стала более медийной, обзорную часть перенесли в виртуальный формат. Посетители Триеннале смогут ознакомиться с оцифрованной графикой Мельникова, Леонидова, Голосова и других советских архитекторов.

Народный архитектор

Кстати, «виртуальная реальность» для «Народного архитектора» превратилась фактически в отдельное направление деятельности: «Создание собственного сайта переросло в полноценный веб-отдел, способный реализовывать масштабные проекты виртуальных музеев, сайты парков и интерактивные выставочные спецпроекты, — рассказывают ребята. — Теперь это партнерская компания NRDN-Ай-Ти. Мы развиваем направление дизайна, поддерживающего нашу работу с музеями и навигационные разработки. Например, в настоящее время мы реализуем крупный министерский проект — журнал «Живая история».

Выставочный дизайн и веб-дизайн — это их ответ на вызов времени быть мультизадачными, в то время как задачи, в свою очередь, — мультидисциплинарные: «Отечественный рынок архитектуры быстро трансформируется, возникает необходимость решать более специфичные и разнообразные задачи, работая на стыке различных дисциплин. Это абсолютно здоровое явление постиндустриальной экономики, когда компетенция профессии может распространяться во многие смежные области».

Впрочем, это нисколько не мешает бурной работе «Народного архитектора» в материальном мире. Сотрудничество с ГМА им. А.В. Щусева принесло свои плоды: появились заказы и на системы навигации, и на благоустройство общественных пространств. Новые московские киоски, места для елочных базаров, многочисленные парковые павильоны — все это дело рук «Народного архитектора». И, согласитесь, самая что ни на есть «народная архитектура». «Мы видим позитивные изменения в городской среде, которые были бы немыслимы еще пять лет назад, — комментируют архитекторы. — И участвовать в этом процессе безумно интересно».

Архитекторы-иконы

Герцог и де Мерон, Фрэнк Ллойд Райт, Луис Кан, Иван Леонидов

Здания-иконы

Дом над водопадом (Ф. Райт), филармония на Эльбе (Herzog&de Meuron), здание парламента в Бангладеше (Луис Кан), советский авангард как явление

Реализации

Система навигации Государственного Дарвиновского музея (Москва)
Система навигации Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева (Москва)
Система навигации Музея мирового океана (Калининград)
Шахматный павильон в Измайловском парке
Выставочный павильон в Измайловском парке
Входная группа в Измайловском парке
Благоустройство скульптурного двора (ГМА им. А.В. Щусева)
Концепция московских киосков (реализована)
Концепция елочных базаров (реализована)
Парковые инсталляции

Проекты

Концепция навигации для Елагина острова (Санкт-Петербург)
Концепция навигации для Терлецкого парка (Москва)
Концепция виртуальной навигации для парка Зарядье (Москва)
Проект сквера в Спасоглинищевском переулке
Комплексный проект реконструкции Терлецкого парка (реализация в 2017году)
Комплексный проект реконструкции городского парка в г. Реутов (реализация 2016-2017)
Концепции городских храмов
Парк «Экзотариум» (Ханты-Мансийск)

Конкурсы

Международный конкурс «Сердце города» на проект развития центра Калининграда (финалист + специальный приз жюри)
Международный конкурс на реконструкцию территории завода ЗИМ в Самаре (2 этап)
Дом Мельникова (специальный приз конкурса)
Зеленая архитектура (специальный приз)
Детский сад будущего (финалист)
Реконструкция Боровицкой площади (финалист)

Выставки

Фестиваль «Зодчество-2013»
Инсталляция «Авангарду быть!» («Зодчество-2014», ГМА им. А.В. Щусева, Екатеринбургский музей)
«Let avant-garde heritage be!» (Триеннале в Милане)
«Открытый Мельников» (Музей Мельниковых)
«Коридор времени» (постоянная экспозиция ГМА им. А.В. Щусева)
«Казанский вокзал» (ГМА им. А.В. Щусева)
«Коломенское — Сухарева башня» (ГМА им. А.В. Щусева)
«Триумфальная арка» (ГМА им. А.В. Щусева)
«Метро: подземный памятник архитектуры» (ГМА им. А.В. Щусева)
«Ретроскоп» («Музеон»)
«Глубина» (Музей мирового океана, Светлогорск, Калининградская область)
«Война на море» (Музей мирового океана, Светлогорск, Калининградская область)
«Люди моря» (Музей мирового океана, Светлогорск, Калининградская область)

Публикации

archi.ru, archipeople.ru, «Афиша-город»