Несмотря на активное использование высоких технологий в синхронизации процессов проектирования, устоявшейся формой созидания в архитектуре (и брейнстромов, результатом которых оно становится) по-прежнему считается «очная ставка». Но и этому виду коммуникации, очевидно, скоро суждено кануть в прошлое — и уступить место скайп-конференциям. Впрочем, связь между четырьмя основателями бюро «КОСМОС», очевидно, выше всяких приложений: «Под „космосом“ мы понимаем все то пространство, в котором мы находимся, и которое нас объединяет», — говорят архитекторы.

Думаете, отсутствие офиса и наличие физических преград им вредит? Совсем наоборот — дает свободу передвижения и выбора наставника. Все четверо познакомились на учебе в МАРХИ. Потом, пройдя практику в мастерской Евгения Асса, Леонид Слонимский уехал в Нью-Йорк — сначала учиться в Колумбийском Университете, а впоследствии работать в бюро OMA Рема Колхаса. Остальные члены команды тоже времени не теряли: работали в «Рождественке», «Меганоме», Bernaskoni. А в какой-то момент решили, наконец, сделать что-то вместе и приняли участие в конкурсе на инновационное жилье ученых для только начинавшегося тогда проекта «Сколково». «Мы выиграли в первом туре этого конкурса, и это был очень вдохновляющий первый опыт совместной творческой работы», — вспоминают архитекторы.

Впрочем, первым «боевым крещением» они склонны считать не менее статусный проект — павильон музея «Гараж» в Парке Горького, тот самый, что был еще до построек Шигеру Бана и Колхаса. «Строительство основного здания задерживалось, и руководство решило в очень сжатые сроки организовать тендер среди молодых архитекторов, — говорит „КОСМОС“. — Нам было дано на все про все пять недель — от первого эскиза до открытия построенного здания. Но, несмотря на бешеный темп, все получилось отлично».

Примечательно, что, помимо работы в российских бюро, не только Леонид, но и все члены команды сотрудничали с европейцами: когда после Колхаса Сломинский перешел к швейцарцам Herzog & de Meuron, к нему присоединился Антон Китаев. А Николай Мартынов успел отметиться в старейшем бюро SOM. «Своих учителей и наставников мы считаем главными архитектурными „иконами“, — рассказывают ребята. — Именно благодаря им мы сформировались как архитекторы: Евгений Асс, Юрий Григорян, Рем Колхас, Шохей Шигемацу, Керстин Гирс, Жак Херцог и Пьер де Мерон, Ятсуке Хаджиме».

Если же говорить непосредственно про архитектуру, то здесь «космонавты» вдохновляются тем, что в противоположность «космосу» называют «хаосом». «Это — большинство тех зданий и сооружений, что окружают нас в городах и за их пределами, — поясняют они. — Та анонимная и сугубо функциональная архитектура, что традиционно не замечается и не воспринимается людьми как таковая». В понятие «хаоса» входят и инфраструктура (транспортные развязки, электрические провода, трубопроводы, разметка улиц), утилитарные строительные материалы (утеплители, ограждения, гидроизоляция), коммерческая архитектура (мегамоллы, склады и гипермаркеты) и временная архитектура строительных лесов и рекламных билбордов.

«Вдохновляясь такой утилитарной архитектурой и учась у нее лаконичности, упорядочивая этот хаос, мы и создаем свои проекты, — делятся архитекторы, — будь то сетка строительных лесов для арт-павильона, разграничение пространства площади подвешенными в воздухе проводами или использование традиционно сокрытой в недрах здания теплоизоляционной фольги как отделочного материала».

Те, кто провел прошлое лето в Москве, в этом месте уже должны догадаться, что именно архитекторы «КОСМОС» спроектировали нашумевшее арт-пространство ЭМА. И тот удивительный «миг между прошлым и будущим», когда территория завода электро-медицинской аппаратуры еще не стала стройплощадкой «элитного жилья», они растянули на четыре с лишним месяца, с июня по октябрь, — и все это время ЭМА была самым модным местом столицы.

Фактически одним прекрасным летним утром участники «КОСМОСА» проснулись знаменитыми. «При больших сопутствующих рисках в России для архитекторов открыты широкие и уникальные возможности», — убеждены они. За последние годы видны изменения в архитектуре парков, малых форм, общественных пространств. Появилась система конкурсов, культурные институции...

«К сожалению, многие вещи — отношение к профессии архитектора, к подлинным и историческим сооружениям, к деталям и технологиям строительства — остаются на очень низком уровне», — говорят архитекторы. Парадоксальным образом большие, масштабные концепции в контексте русской архитектуры удаются лучше, чем аккуратно и грамотно сделанные здания, построенные из качественных материалов.

Чего же на самом деле хочет «КОСМОС»? Как ни странно, ничего, связанного с завоеванием галактик. Сегодня некоторые архитекторы переходят из позиции обслуживающей профессии в то, что называется «селф-девелопмент»: выступают с инициативами, предлагают свои идеи развития и застройки, сами спонсируют проекты — и сами их строят. «Наверное, это и есть „проект мечты“ — когда ты делаешь именно то, что тебе кажется нужным и важным. Примером такой работы может служить нью-йоркский проект пресного бассейна для Гудзона +POOL, на который архитекторы с помощью краудфандинга собирают деньги».

Что ж, подобным волонтерским инициативам на частные средства любое государство очень обрадуется. Для успеха предприятия «КОСМОСУ» осталось стать чуть более узнаваемыми — и они уверенно идут к цели. Делают яркие и броские проекты — уличные инсталляции, автобусные остановки, парковые павильоны, музеи и культурные центры. Участвуют в выставках в России, США, Франции, Дании и Италии; публикуются на всех уважаемых англоязычных и русских веб-ресурсах. Еще немного — и их объявление на краудфандинговой платформе в самом деле соберет средства за считанные дни. И если кому в России и удастся заработать статус «архитектурных звезд интернета» — то это, без сомнения, будет «КОСМОС».

Реализации

2015 — Foamspace, уличная инсталляция для Нового Музея, Нью-Йорк (в соавторстве с 2nd media)

2015 — ЭМА, реконструкция бывшей территории фабрики и проект культурного кластера, Москва

2012 — павильон культурного центра «Гараж» в Парке Горького, Москва

 

Проекты

2015 — музей «Арт-Уфа», реконструкция торгового центра

2015 — лэнд-арт-инсталляция Brush Stroke для городских парков, Москва

2014 — музей этнографии, Будапешт

2013 — автобусная остановка Ban, Москва

2013 — общественный и культурный центр Rouge, Москва

2012 — ликеро-водочный завод братьев Тимофеевых, Крапивна

2012 — мастер-план набережной Волги, Астрахань

2012 — кассовый инфопавильон для культурного центра «Гараж» в Парке Горького, Москва

2012 — проект летнего кинотеатра в парке, Москва

 

Конкурсы

2015 — павильон на реке Луара для велотуристов, Франция (шорт-лист)

2014 — музей Г.Х. Андерсена, Дания (1 место)

2014 — конкурс Street Architecture, Нью-Йорк, в партнерстве с 2nd Media (1 место)

2014 — парк на заброшенной железной дороге Queensway, Квинсвей, Нью-Йорк (2 место)

2014 — конкурс Inventing the Periphery, Загреб (1 место,  в соавторстве с 2nd media)

2014 — проект реконструкции Триумфальной площади, Москва (поощрительная премия)

2013 — конкурс Think Space, Нью-Йорк (поощрительная премия)

2013 — закрытый конкурс на павильон «Лето Абсолют» (1 место)

2012 — конкурс на жилой район Сколково D2 (призеры 1 этапа)

 

Выставки и премии

2015 — фестиваль «Зодчество», Москва-Шеньчжэнь

2015 — выставка «Арх Москва», Москва

2015 — передвижная выставка «Павильоны на Луаре», Франция

2014 — архитектурная Биеннале, Венеция

2014 — выставка в Одензе, Дания

2014 — выставка в AIA (Американский институт архитекторов), Нью-Йорк

2013 — премия ArchiWood, номинация «Лучшая постройка из дерева» (1 место)

2013 — выставка «Архитектура временного», Москва

2012 — выставка «Токио-2050», Токио

 

Публикации

Журналы «Афиша», «Проект Россия», веб-сайты archdaily, archinect, uncube magazine, baunetz, buro24/7

Изображения © Космос