На первый взгляд, они совсем разные, разве что институт закончили одновременно — в 2006 году. Но даже институт был не один и тот же. Дмитрий Барьюдин, потомственный архитектор и москвич — выпускник МАрхИ, той самой легендарной мастерской Экспериментального проектирования Евгения Асса и Никиты Токарева, которая несколькими годами позже переросла в школу МАРШ. Много участвовал в конкурсах, в некоторых — побеждал. Конечно же, поработал вместе с отцом Александром Барьюдиным в «Габа-проект» — кстати, именно от него Диме передалась привычка называть место работы — архитектурное бюро — незамысловатым и емким словом «контора».

Но птенец совсем рано вылетел из гнезда — и сделал это грациозно и уверенно. Например, был партнером бюро FAS(t), которое справедливо считается одним из самых перспективных. Отличный опыт и профессиональный задел на будущее Дмитрию принесло сотрудничество с группой «Арт-Бля» и, соответственно, еще одной династией — отцом и сыновьями Лабазовыми. Так, с 2004 по 2010 год Барьюдин преподавал в детской студии Лабазовых ДЭЗ№ 5. В 2011-2012 — уже вместе с Игорем Апариным — руководил проектным семинаром PlayArtPlay (Михаил Лабазов-младший — главный архитектор Artplay). А с 2015 года вошел в оргкомитет Международного Канского Архитектурного фестиваля с довольно любопытной историей возникновения.

Контора

Интерьер квартиры на Мосфильмовской улице

В 2002 году молодой режиссер Павел Лабазов обнаружил на карте России город Канск. И идея устроить там альтернативный «Канский фестиваль» настолько его вдохновила, что даже не самое «центровое» расположение — в Сибири, где-то в Красноярской области — не стала препятствием к осуществлению задуманного: Международный Канский фестиваль видеофильмов начал свою работу и с тех пор проводится ежегодно. Причем настолько успешно, что в 2012 году в его рамках стали проводить еще один фестиваль — архитектурный, включивший в себя и те жанры визуального искусства, которые не вписываются в основную программу.

На самом же деле архитектурное направление, которое до недавнего времени тоже «не вписывалось», так или иначе присутствовало с самого начала. Благодаря видеофестивалю в Канске уже появилась собственная «пальмовая аллея», памятник Неизвестному художнику, объект «Колокольня». Теперь же, после утверждения фестивального статуса, проводится официальный конкурс проектов в заданных номинациях («уличный фонарь», «подвесной мост» и т.п.), и лучшие из них впоследствии реализуются.

Kontora

Интерьер танцевальной школы Estistudio

Однако вернемся к нашим «конторским работникам». У Игоря Апарина, второго основателя бюро, образование тоже в некотором смысле легендарное. По крайней мере — для Поволжья, где в Самарском СГАСУ на архитектурном факультете кафедрой градостроительства руководят Евгения Репина и Сергей Малахов. Вместе со своими учениками они уже много лет ведут интереснейшие исследования — результаты одного из них, Self-made Cities, были представлены на АРХ Москве 2016 в одном ряду с проектами «остро социального» Алехандро Аравены, куратора XV архитектурной биеннале в Венеции. Другим говорящим показателем работы самарской кафедры является то, что практически все ученики трудятся по специальности, причем по всему миру. Игорь Апарин приехал в Москву: работал в BUROMOSCOW, с Чобаном, с Бернаскони. Выставки, конкурсы, Триеннале BARENZ_PAN, фестиваль «Города» — и вот, в 2011 году, они наконец встретились: «Все началось с того, что мы сделали совместно конкурс на павильон для велосипедов в Санкт-Петербурге. Дальше поняли, что нам нравится и хочется работать вместе». Причем тот конкурс ребята даже не выиграли!

Что же их объединило, на основе чего возникла творческая связь? Пожимают плечами: «Мы не делаем то, что нам не нравится». Заявление с претензией, но явно недостаточное для того, чтобы говорить о конкретных общих интересах. «Мы стараемся не делать дизайн ради дизайна, а проектировать простую функционалистскую архитектуру», — уже что-то, но слово «архитектура» здесь все еще выглядит слишком общим термином. «Мы специализируемся на объектах социо-культурного значения, понимая их важность для приобретения обществом вкуса», — а вот это вполне можно считать чем-то вроде творческого принципа. Действительно, через общественную архитектуру правильные ценности транслировать проще и быстрее всего. И моральное удовлетворение должно быть гораздо мощнее: то ты одному только «вкус привил», а то — сотням и тысячам. При том, что работать с заказчиком одинаково тяжело в обоих случаях: «Приходится выступать в роли преподавателя и объяснять, почему важно сделать так, а не иначе, постоянно бороться с отсутствием вкуса и странной постсоветской ментальностью».

Контора

Концепция павильона на Чистых прудах

Ну что же, когда цель поставлена, пути ее достижения находятся сами собой. Сначала появились заказы на временные инсталляции — летний кинотеатр в «Музеоне» и сценические площадки для музыкального фестиваля (2011). От простых декораций перешли к более осмысленному выставочному дизайну и наполнению: полностью оформили выставку изделий из стали в Череповце и «Триумф гвардии» на биеннале в Санкт-Петербурге. Примерно в этот же период архитекторы «Конторы» создают, по их словам, свой любимый проект — «Бельведера» для фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце: «Это тот редкий случай, когда проект утопический, но его можно легко реализовать». Хотя действительным переломным моментом оказалась случайная встреча с Романом Романовым, директором Музея истории ГУЛАГА: Дима и Игорь рассказывают, что тот подошел в кафе, среагировав на постоянно повторяющееся в их беседе слово «музей»...

После этого слово «музей» стало повторяться в разговорах архитекторов еще чаще: тогда еще Музей истории ГУЛАГА располагался на Петровке, и новый знакомый попросил их поразмышлять над тем, что можно было бы устроить во дворе. Но, пока суть да дело, пришла весть о переезде музея в новое здание — и так «ресторанный роман» перерос в долголетнее сотрудничество, запустил новый этап в развитии бюро: «Контора» занялась первым в своей жизни полноценным музейным проектом. От приспособления здания бывшего общежития работников метрополитена, которое архитекторы придумали обшить красиво и зловеще чернеющей со временем медью, — до проектирования гибкого и технологичного «музейного» интерьера. Подробнее о том, что представляет собой новый музей, мы писали здесь.

Контора

Проект моста в Канске

Экспозицию первой выставки Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин тоже разрабатывали сами. Особенно гордятся авторы придуманной ими универсальной системой выставочных боксов под похожим на артикул названием KNTR-LK. Бокс способен стать оболочкой для любой интерактивной составляющей — от механической до медиа-оборудования. В пространстве музея он представлен в различных плоскостях — горизонтальной и вертикальной. У бокса есть «крышка» — ровная поверхность с возможностью проецировать изображение и наносить текстовую и графическую информацию. И главное — конструкция легко разбирается, так что при желании может быть использована в передвижных выставках.

Кстати, экспозиция Музея истории ГУЛАГа только что получила премию «Архивуд»-2016 — в номинации «Дерево в отделке». Хотя, визуализируя в памяти интерьеры музея, вряд ли вы вспомните метры деревянных поверхностей. Однако те самые боксы и впрямь сделаны целиком из фанеры: просто окраска в черный цвет совершенно нивелирует этот факт. И из объекта с обычным набором физических характеристик модуль превращается в функциональную форму — фон для инсталляций, да и только. Поэтому и дерево в отделке, несмотря на свое обилие, совсем не бросается в глаза.

Контора

Проект реконструкции музея «Магнезит»

Конечно, самая ответственная работа еще предстоит — проектирование постоянной экспозиции: по словам архитекторов, она должна быть более технологичной, из более стабильных материалов и конструкций, «более вневременной». К счастью, в этом проекте, как и в других, им помогут давние партнеры, постепенно ставшие постоянными сотрудниками, — куратор Егор Ларичев и дизайнер Алексей Крицук: «Именно в такой коллаборации проекты получаются такими, какими мы их задумывали», — утверждает «Контора». К слову, дворик при музее, с которого все началось, им тоже все-таки предстоит обустроить: на очереди — проект павильона в Саду памяти. Так что роль Музея истории ГУЛАГа в творчестве «Конторы» сложно переоценить — вплоть до того, что, отвечая на вопрос о проекте мечты, они называют слово «тюрьма». Тем не менее, есть и альтернативные реальности: в них разрабатываются проекты реновации завода «Кристалл» в Москве, образовательного центра «Сириус» в Сочи и модернизации еще одного музея — «Магнезит» — в уральском городе Сатка.

«Очевидно, что современная архитектура в России находится в сложном положении, — говорят архитекторы. — Сейчас происходит в каком-то смысле ее становление. Происходит поиск национальной архитектурной идентичности. Можно с уверенностью сказать, что погоня за модностью и актуальностью у молодых архитекторов и некоторая закостенелость мэтров не приводят ни к чему хорошему. Российской архитектуре необходимо найти собственное лицо, а не калькировать международный стиль».

«Контора» активно ищет. Ну и, сами видите — дела идут, как сказал бы незабвенный Остап Бендер.

Архитекторы-иконы

Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, MVRDV, Петер Цумтор, Валерио Ольгиати, Дэвид Чипперфильд, Тадао Андо

Реализации

2011 — летний кинотеатр в парке скульптур «Музеон»

2011 — сценические площадки для летнего музыкального фестиваля «Ферма»

2013 — выставка «Железный век. Люди, артефакты» стали и ее производства, г.

Череповец

2014 — выставка «Триумф гвардии» в рамках международной биеннале музейного дизайна в Санкт-Петербурге

2013-2015 — реконструкция здания и экспозиция Музея истории ГУЛАГа, Москва

Проекты

2013 — проект BELVEDAIR в рамках международного конкурса «Николин бельведер», фестиваль «Архстояние»

2014 — проект многофункционального общественного здания в центре дизайна ArtPlay

2014 — проект «Змейка», реновация завода «Кристалл»

2015-2017 — проект павильона в Саду памяти при Музее истории ГУЛАГа, Москва

Конкурсы и премии

2012 — АРХИWOOD

2013 — шорт-лист международного конкурса «Николин бельведер», фестиваль «Архстояние»

2013 — шорт-лист на проект моста в г. Канске, Красноярская область

2014 — шорт-лист конкурса на реновацию завода «Кристалл»

2014 — премия XII Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «МУЗЕЙНЫЙ ДИЗАЙН»: «От музея завода к музею знаний» — проект модернизации музея «Магнезит», г. Сатка, Челябинская область

Выставки

2011 — ЦСА:10 «Пространство современной архитектуры»

2013 — АРХ Москва

Прочие инициативы

2011-2012 — проектный семинар PlayArtPlay, руководители воркшопа

2013 — преподавание архитектурного проектирования на факультете дизайна НИУ ВШЭ

2013 — кураторство выставки «Железный век. Люди, артефакты» стали и ее производства, г. Череповец

2014 — кураторство выставки «Триумф гвардии» в рамках международной биеннале музейного дизайна в Санкт-Петербурге

2014 — кураторство выставки и проектного семинара «Зрелища хлеба» в рамках международного биеннале музейного дизайна в Санкт-Петербурге

2015 — кураторство Международного архитектурного Канского фестиваля, город Канск

2015 — кураторство выставки проектов монумента жертвам политических репрессий

Публикации в журналах

«Проект Россия», «Архитектурный вестник», TATLIN ## 93, 128, 129, Architectural Digest,

TheArtNewsPaper, archi.ru