Как водится, они познакомились во время учебы — в 2007 году одновременно закончили МАРХИ. Но после выпуска их карьерные пути разошлись: Александр погрузился в работу над диссертацией, а Ксения отправилась оттачивать мастерство сначала в «Моспроект-4», затем к Сергею Скуратову. Впрочем, это не мешало периодически работать вместе — участвовать в международных конкурсах, выполнять небольшие частные заказы. И в какой-то момент такие вот «мелочи» начали возникать на горизонте все чаще: «Они стали требовать большего времени, назрела необходимость в помещении мастерской, — рассказывает Александр. — Стали появляться люди, которые слышали о нас, видели наши работы и хотели с нами сотрудничать». Спустя пять лет постоянный состав бюро насчитывает уже 9-11 человек, среди которых удаленные специалисты, стажеры и практиканты.

Если же оценивать портфель проектов, то навесить на него ярлык той или иной стилистики вам, действительно, вряд ли удастся. Насколько разнообразен арсенал используемых архитекторами подходов, можно судить хотя бы по списку имен тех, чье творчество в бюро FAS(t) оценивают как оказавшее влияние. Это и классицисты Андреа Палладио и Клод-Никола Леду, и неоклассицист Этьен-Луи Булле, и далекие от традионных канонов Дэвид Чипперфильд и Петер Цумтор.

Именно поэтому FAS(t) с такой легкостью оперируют металлом и кирпичом, архитектурным бетоном и декоративной штукатурной, гнутым деревом и панорамным стеклом. То модернистски переосмыслят классический образ, то удивят гиперактивной фасадной пластикой, то, наоборот, ударятся в биоморфную архитектуру, сливающуюся с окружением.

Так же активно бюро экспериментирует с форматами, мечтая когда-нибудь разработать проекты для всех существующих типологий. Уже освоены виллы и многоквартирные дома, офисные центры, общественные сооружения, музеи, станции метро, реконструкции фабрики и городской улицы, лэнд-арт и такая экзотика, как центр изучения и предупреждения катастроф. Многие построены или в стадии реализации — для архитектурной компании с пятилетним стажем это весьма многообещающе. Но Александр и Ксения полагают, что их лучшие свершения еще впереди:

«В целом заказчик и строительная база в России пока не готовы к полноценному процессу, результатом которого может быть настоящая архитектура. Возникают единичные уникальные здания, в которых видны следы сражений за то, чтобы здание соответствовало задумке архитектора. Они хорошие — но их очень мало».

Но, даже несмотря на внешние ограничения и необходимость постоянно бороться за свои идеи, отсутствие внутренних границ и стереотипов привело-таки к формированию у Рябского и Харитоновой собственного узнаваемого творческого стиля: «Архитектура — это отражение и воплощение субъективного восприятия, которое основано на собственных впечатлениях, тактильной памяти и личном опыте переживания различных пространств, — говорят архитекторы. — Эти нематериальные представления играют значительную роль в нашей работе, из них формируется характер и атмосфера каждого проекта».

Так что мы рискнем на минуту прикинуться искусствоведами и назвать творчество FAS(t) импрессионизмом. Впрочем, с одной существенной поправкой: в пику поверхностности, когда-то свойственной французским художникам, налицо стремление к продуманности и взвешенности — особенно в том, что касается функциональных решений.

Что тоже, согласитесь, по-своему впечатляет.

Юлия Шишалова

Фото © Ульяна Майсова, Ксения Харитонова, FAS(t), КБ «Стрелка»

Реализации

2015 — комплекс многоквартирных домов, Королев 2015 (в процессе строительства)

2014 — гостевой дом «Вилла Z», Московская область (в процессе строительства)

2012 — загородная резиденция «Вилла Р», Московская область

2012 — выставка «Пророчества Апокалипсиса», Москва

2011 — павильон «Сталь Нестоячая» для фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние 2011», Калужская область

2011 — летний шахматный павильон в Нескучном саду, Москва


Проекты

2015 — проект реконструкции участка Садового кольца, Москва (совместно с КБ «Стрелка»)

2014 — реконструкция промышленного здания «Фабрика DEPP», Москва

2013 — загородная резиденция «Вилла Z», Московская область

2013 — многоквартирный дом «Зальцтурм» г. Пушкино

2011 — «Москва-Третий Рим», пространство общественного пользования в рамках «Арх Москва 2011», Россия

Конкурсы

2014 — архитектурно-художественное решение станции метро «Новопеределкино», Москва

2013 — летний павильон для ЦСК «Гараж», Москва

2012 — новый музей современного искусства, Буэнос-Айрес

2012 — премия АРХИWOOD в номинации «Общественное здание» (1-е место по результатам народного голосования)

2011 — центр Изучения и Предупреждения Катастроф, Стамбул

Публикации

Berlogos, Archdaily, The Village