Архитектура в разрезе

Разрез играет важную роль в архитектуре и строительстве. Это перспективный инструмент, который открывает путь к инновациям, но плохо изучен — считают авторы книги «Архитектура в разрезе».

Архитектура в разрезе

Несмотря на то, что разрез является необходимой составляющей любого здания, ему никогда не уделяли достаточно внимания в профессиональной литературе. Данная книга — первая фундаментальная попытка восполнить этот пробел. Она была составлена бюро LTL architects совместно с издательством Принстонского университета, сразу после выхода стала мировым бестселлером, и вот теперь — издана на русском языке.

В начале книги приведена объемная вступительная статья, из которой мы узнаем как о значимости перспективного разреза в архитектуре, так и о его видах. Их насчитывается семь:

  • Каркас: прямая экструзия плана на желаемую высоту.
  • Ярус: наклонение этажей непосредственно друг на друга.
  • Рельеф: деформация одной или нескольких поверхностей здания.
  • Сдвиг: различие между разрывом или разрезом вдоль горизонтальной или вертикальной оси здания.
  • Отверстие: проемы в междуэтажных перекрытиях любого размера и в любом количестве.
  • Наклон: изменение угла рабочей горизонтальной плоскости.
  • Вложение: изображение последовательных разрезов путем взаимодействия или перекрывания объемов.

Эти виды разрезов встречаются как в чистом, так и в гибридном виде. Они рассмотрены на примере 63 знаменитых объектов. С разрешения ИД «Питер» мы приводим разрезы отдельных зданий, которые вошли в эту книгу. Для публикации были выбраны объекты из каждой категории разрезов.

КАРКАС

Здание Дворца труда. Турин, Италия.
Арх. Пьер Луиджи Нерви

Архитектура в разрезеРаскрыть разрез на весь экран

Занимающий 25 000 м² огромный выставочный зал и учебный центр проектировался частично как ответ на ускоренную последовательность выполнения строительных работ во время соревнования. Возведенная за одиннадцать месяцев крыша задумывалась как набор из шестнадцати автономных грибовидных элементов высотой 25 м, каждый из которых состоял из монолитной железобетонной колонны высотой 20 м, увенчанной веерообразной конструкцией стальных консолей площадью 40 м2. Последовательная стыковка этих элементов позволила создать внутреннее пространство и стеклянную оболочку до завершения всей крыши. Большие крестообразные бетонные колонны сужаются с 5 м у основания до круга под потолком диаметром 2,5 м, к которому прикреплены двадцать расходящихся из центра стальных балок, поддерживающих крышу. Между конструкциями вставлены сплошные стеклянные полосы, обеспечивающие доступ дневного света во внутреннее пространство и подчеркивающие автономность каждого массивного структурного элемента. По всему периметру мезонина и крыши проходит ряд внешних стальных ребер, скрепляющих стеклянную оболочку здания. Высота и масштаб этого каркаса превосходят общепринятые нормы и превращают его в огромное по размерам общественное пространство и обеспечивает потрясающее зрелище.

ЯРУС + ОТВЕРСТИЕ

Институт биологических исследований Солка. Ла-Хойя, Калифорния, США
Арх. Луис Кан

Архитектура в разрезеРаскрыть разрез на весь экран

Два блока из пяти башен симметрично примыкают к внутреннему двору Института биологических исследований Солка. Каждый блокн соединен с лабораторным корпусом на внешнем крае. Лаборатории располагаются в помещениях без колонн площадью 19,8×74,7 м и высотой 3,4 м. Отлитые на месте бетонные балки Виренделя покрывают всю ширину помещений и образуют над каждой лабораторией технический этаж для коммуникаций. Хотя лаборатории имеют только три уровня, здание часто называют шестиэтажным, учитывая наличие в разрезе служебных этажей. Из-за локальных ограничений зданий по высоте одна треть строения находится ниже уровня земли. Расположенные по обеим сторонам лабораторных корпусов большие световые шахты доставляют дневной свет на нижние уровни. Размеры ярусов лабораторных корпусов соответствуют башням, в которых кабинеты ученых соединены со служебными этажами, что обеспечивает разделение между кабинетами и лабораториями.

СДВИГ + НАКЛОН

«Диана-Центр» Колледжа Барнард. Нью-Йорк, США
Арх. Weiss/Manfredi

Архитектура в разрезеРаскрыть разрез на весь экран

Этот расположенный параллельно Бродвею центр искусств включает в себя студии, классные комнаты, офисы, выставочные галереи, экспериментальный театр, кафе, столовую и зрительный зал цилиндрической формы на пятьсот мест. Четыре пространства двойной высоты располагаются ярусами друг над другом по диагонали, создавая проходящую через центр здания визуально непрерывную пустоту. Эта пустота обозначена на восточном фасаде (выходящем на Бродвей) специальными стеклокерамическими панелями. Разделенные прозрачным стеклом по соображениям акустики и пожаробезопасности, каждый из этих объемов реализует свою собственную социальную программу, а в совокупности делает визуальные отсылки по всему зданию, а также на лужайку соседнего кампуса. Образовательные программы решаются вокруг наклонной пустоты, где самое обширное пространство — зрительный зал цилиндрической формы — расположено под горизонтальным сдвигом. На обращенной к западу стороне циркуляция человеческих потоков распространяется на стеклянные объемы, нависающие над зданием. Этот разрез объединяет в себе пространственные и оптические эффекты сквозного разреза с кумулятивными последствиями горизонтального сдвига.

ОТВЕРСТИЕ + ЯРУС

Дом Ситроен в Вайсенхофе. Штутгарт, Германия
Арх. Ле Корбюзье

Архитектура в разрезеРаскрыть разрез на весь экран

Дом Ле Корбюзье, рассчитанный на семью среднего класса и представленный на выставке жилья в Вайсенхофе в 1927 году, является ранним воплощением дома Ситроен, прототипа жилого помещения, организованного вокруг отверстия двойной высоты в центре разреза. Воплощая концепцию «пяти отправных точек новой архитектуры» Ле Корбюзье, дом покоится на двух рядах из пяти бетонных колонн, каждая из которых расположена на расстоянии 2,5 м друг от друга. Колонны изображены в виде столбов на первом этаже. На верхних этажах один ряд колонн спрятан в наружной стене, а другой обрамляет одну сторону лестницы. Плоскость третьего этажа разрезана по диагонали, образуя угловой балкон, позволяющий с высоты родительской спальни, ванны и кабинета в мезонине обозревать гостиную двойной высоты внизу. Стеклянная стена высотой в два этажа, состоящая из двух независимых слоев открывающихся окон, создает двойную теплозащиту и промежуточную оранжерею. Верхний этаж разделен на открытую террасу в комплекте с незастекленным ленточным окном и вложение комбинации спален. Перегородка между спальнями служит шкафом для кроватей и постельного белья. В этом доме-прототипе века машин сквозной разрез использован для организации современного быта.

НАКЛОН + ОТВЕРСТИЕ + ЯРУС

Магазин подарков В. Морриса. Сан-Франциско, Калифорния, США
Арх. Фрэнк Ллойд Райт

Архитектура в разрезеРаскрыть разрез на весь экран

Магазин подарков В. Морриса, предшественник проекта музея Соломона Р. Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта, был встроен в уже существующую торговую структуру. На разрезе показан вставленный пандус, арочный вход конической формы, изогнутый потолок первого этажа, перегородки второго этажа и светорассеивающий акриловый потолок, подвешенный под уже имеющимся зенитным фонарем. Дизайн Райта для маленького магазина зависит от рельефной формы пандуса. Спиральный пандус шириной 1,2 м возвращает пространство в сторону наполовину остекленного входного вестибюля, а подвесной пузырчатый потолок маскирует неточное совмещение с зенитным фонарем. Выступая в качестве объекта соблазнения, пандус привлекает покупателей в главную торговую зону на втором этаже. Проходящие сквозь его боковые стенки небольшие отверстия открывают взгляду товары, превращая передвижение покупателей в рассматривание витрин. Обеспечивая непрерывность между первым и вторым этажами, пандус также сегментирует первый этаж, изолируя заднюю часть пространства торгового зала. Этот наклонный разрез представляет собой нарядную сцену для шоппинга в рамках существующей оболочки: здание внутри здания.

ВЛОЖЕНИЕ + РЕЛЬЕФ

Дом Мура. Оринда, Калифорния, США
Арх. Чарльз Мур

Архитектура в разрезеРаскрыть разрез на весь экран

Чарльз Мур проектировал этот дом для себя, разместив ряд уникальных пространств на ограниченной 8,1 м площади. Два набора из четырех несущих деревянных колонн, увенчанных конусообразными воронками, асимметрично расположены на квадратном плане дома. Эти эдикулы соединены с крышей, накрыты зенитными фонарями и окрашены изнутри в белый цвет, освещая заключенные в них внутренние пространства заглубленной ванной комнаты и гостиной. Только несколько ненесущих перегородок разбивают внутреннее пространство, огораживая кладовую и туалет в задней части дома. Совмещенная крыша из стандартного пиломатериала накрывает четыре наружные стены. Только половина каждой из этих стен по периметру неподвижно закреплена, оставшаяся половина состоит из раздвижных деревянных и стеклянных панелей на роликах — они могут сдвигаться вдоль статичных стен, открывая все четыре угла дома. В отсутствие каких-либо конструкций по углам конструкцию дома определяет логика этого вложенного разреза, поскольку восемь внутренних колонн заперты в деревянную ферму, охватывающую верхнюю точку крыши. Благодаря использованию вложенного разреза, дом обретает театральность и сложность внутри небольшого пространства.

НАКЛОН + ОТВЕРСТИЕ + СДВИГ + ЯРУС + ВЛОЖЕНИЕ

Парк-Тауэр. Нью-Йорк, США
Проект LTL architects 

Архитектура в разрезеРаскрыть разрез на весь экран

Для этой провокационной башни мы использовали свойства наклонного разреза при создании небоскреба-парковки для транспортных средств с нулевым уровнем выбросов, где ярусы перекрытий типичной высотки связаны непрерывной спиралью. Начав с логики спиральных пандусов автопарковки, мы переплели многоуровневый гараж с «сэндвичем» жилого пространства, соединив доступность автомобиля с удовольствиями высотного городского проживания. По мере роста башни ее конфигурация с двойной спиралью мутирует, вмещая множество условий разреза, включая многоэтажный атриум и пустоты, обеспечивающие необходимую освещенность и хороший вид.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще