В декабре 2019 года стала известна программа и имя нового куратора российского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции. Это итальянец Ипполито Пестеллини Лапарелли (Ippolito Pestellini Laparelli).Родился в Милане, окончил Делфтский университет, работал в OMA, а сейчас преподает в Королевском колледже искусств в Лондоне. Вместе с Ремом Колхасом курировал в Венеции выставку Cronocaos (2010) и Monditalia (2014). Он стал первым иностранным куратором павильона и заново определил его тему — «Open!» («Открыто!» — англ.)

«Для меня большая честь заниматься созданием нового облика павильона России в качестве куратора. Это прекрасная возможность ближе узнать страну, работая над знаковым для репрезентации ее культуры проектом».
Ипполито Пестеллини Лапарелли
Куратор павильона России на архитектурной биеннале в Венеции
 
 

Вслед за этим был объявлен конкурс на концепцию выставки в российском павильоне. Ее планируют организовать по принципу воркшопа-перформанса, в ходе которого разработают проект реконструкции здания. Конкурсную заявку можно заполнить на сайте, и там же узнать детали задания, скачать планы и разрезы объекта. В конкурсе действуют возрастные ограничения — участники не должны быть старше 40 лет.

От конкурсантов ждут не только концепции реконструкции самого павильона, но и предложения по организации в нем открытого рабочего пространства на время Биеннале. Проекты нужно прислать до 31 января 2020 года. В феврале жюри, состав которого пока не разглашается, определит победителя, который под руководством куратора продолжит работу в Венеции. Итальянское архитектурное бюро, название которого не уточняют, обеспечит проекту согласование и утверждение.

© Василий Буланов

Здание, спроектированное Алексеем Щусевым и открытое в 1914 году, уже реконструировали в 2010-2012 годах.Тогда этим занимался итальянский архитектор Клементе ди Тьене (Clemente di Thiene), ранее успешно работавший над восстановлением  значимых памятников, таких например, как палаццо Веньер деи Леони, в котором располагается Музей Пегги Гуггенхайм О новой реконструкции заговорили после того, как в ноябре 2019 года павильон был сдан в аренду на десять лет Smart Art — российской консалтинговой компании в области искусства. Одновременно с этим комиссаром российского павильона была назначена Тереза Мавика, глава фонда V-A-C.

«На Венецианской архитектурной биеннале 2020 года павильон Российской Федерации предстанет временной институцией и сформирует „новый пространственный договор“ посредством открытого и непрерывно меняющегося диалога между теми, кто будет жить и работать в павильоне, от ученых до рабочих, от дизайнеров до общественных деятелей, и аудиторией, которая сможет участвовать в происходящем и максимально вовлеченно использовать павильон в качестве проводника доступа, дискуссии и знания».
 

Российские архитекторы неоднозначно отреагировали на заявленную тему и конкурс. Ольга Алексакова в комментарии для arch:speech отметила, что соединение сложного объекта и чуткого куратора даст интересный результат; Сергей Скуратов на Facebook назвал идею реконструкции «мелкой» и требующей доработки.

«Мне очень симпатично отсутствие грандиозности в этом проекте и его практическая сторона. Российский павильон довольно неприятное место (за исключением террасы), куда нужно подниматься по странной боковой лестнице, там душно наверху и темно внизу. Супер театральное шоу 2014 года Fair Enough удачно использовало эти качества российского павильона для усиления гротеска. В тот же год Ипполито Пестеллини Лапарелли был куратором одной из самых тонких и запоминающихся выставок Monditalia, критического взгляда на современную Италию. Мне кажется, соединение очень трудного павильона и очень чуткого куратора будет интересно и знаково, учитывая ещё и невероятную концентрацию молодых талантливых архитекторов в России сегодня».
Ольга Алексакова
Buromoscow
 
 
«И затея эта, и тема мелка, и совсем не интересна для биеннале. Хотите отремонтировать — отремонтируйте. Хотите сделать это максимально профессионально и публично — карты вам в руки. Но придумайте что-то важное и интересное, что может быть интересно другому миру, но только то, что важно и интересно и здесь, у нас. Найдите точку пересечения. На это и надо объявлять конкурс. И без эйджизма, пожалуйста».
Архитектурное Бюро Сергея Скуратова
 
 

Похожая концепция российского павильона была представлена в Венеции в 2004 году. Проект «Мастерская — Россия» (‘Workshop Russiа’), куратором которого выступил Евгений Асс, представлял собой павильон-воркшоп с интерьерами по проекту Юрия Григоряна. Почти сто студентов под руководством известных европейских архитекторов придумывали сценарии будущего для Венеции, в том числе плавучие дома-зеркала, искусственный остров с пляжами, жилые здания на дамбе.

Однако если тогда стояла задача создать утопию, то теперь проект находится в прикладной плоскости: заявлены и сроки — реконструкция начнется сразу после Биеннале в ноябре 2020, чтобы завершиться весной 2021, и бюджет — €600 000 на павильон и еще €100 000 на временную постройку в нем. Уже известно, что средства выделит основатель фонда V-A-C Леонид Михельсон. Сейчас фонд также занимается реконструкцией выведенной из эксплуатации электростанция ГЭС-2 в Москве: в 2021 году там планируют открыть арт-центр по проекту Ренцо Пьяно.

Хронология

Кураторами российского павильона в Венеции стали Дмитрий Ликин и Екатерина Проничева, комиссаром является Семен Михайловский. Объявлена тема российского павильона на Венецианской биеннале — «Музеи».
Июнь 2019
Объявлена тема архитектурной Венецианской биеннале «Как мы будем жить вместе?».
Июль 2019
Выходит скандальное интервью Семена Михайловского «Ведомостям», в котором он резко опроверг высказывания директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о структуре финансирования экспозиций России в Венеции.
7 ноября 2019
Тереза Мавика назначена комиссаром павильона России до 2021 года. Административные и стратегические задачи в ближайшие десять лет поручено решать компании Smart Art.
8 ноября 2019
Куратором Российского павильона становится Ипполито Пестеллини Лапарелли, который называет тему проекта — «Open!».
6 декабря 2019
Объявлен конкурс на проект павильона, начат прием заявок.
9 декабря 2019
Окончание конкурса.
31 января 2020
Объявление победителя.
14 февраля 2020
Архитектурная Венецианская биеннале.
23 мая — 29 октября 2020
Начало реконструкции павильона.
Ноябрь 2020
Завершение реконструкции павильона.
Весна 2021
Открытие 59 художественной Венецианской биеннале.
Май 2021