speech: #11: музей

Изначально планировалось, что площадкой для проведения презентации станет уютный внутренний двор Провиантских складов на Зубовском бульваре. Однако нынешний непривычно дождливый и холодный сентябрь внес свои коррективы: «официальная» часть вечера была перенесена в кинозал Музея Москвы, а фуршет прошел в просторных шатрах, которые были построены из быстровозводимых тентовых конструкций. Спонсорами одиннадцатого номера speech: стали компании Concept, Poltrona Frau, Sky-Frame и корпорация «Баркли».

speech: #11: музей

Как рассказали на презентации главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный редактор журнала speech: Ирина Шипова, Музей Москвы в качестве места ее проведения был выбран неслучайно. Этот один из самых молодых культурных центров столицы, который сейчас находится на этапе активного становления, как нельзя лучше соответствует тематике нового номера. Гости вечера смогли не только купить журнал, посвященный архитектуре лучших современных музеев, но и своими глазами увидели, как ведется «культурная экспансия» Провиантских складов — пока довольно редкого для Москвы примера тактичного, «акупунктурного» перепрофилирования памятника архитектуры. Как подчеркнула Ирина Шипова, в этом номере сознательно собраны проекты не только новых музейных зданий, но и примеры удачной модернизации уже существующих объектов. «Для Москвы, где проекты реконструкции сразу нескольких очень важных музеев сейчас стали предметом международных архитектурных конкурсов, этот номер, безусловно, будет очень полезен», — согласился Сергей Кузнецов.

speech: #11: музей

Помимо детальных рассказов о самих музейных новостройках (среди которых, к слову, оказался всего один российский проект — Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба «Студии 44»), тема номера раскрывается в фундаментальных обзорах Нины Фроловой и Бернхарда Шульца. Исследуя развитие «музейного бума» и сам феномен современного музея, авторы показывают, насколько многогранна эта типология и насколько важную социальную и градостроительную роль она приобретает в мегаполисе XXI века. Подтверждают это и сами архитекторы — в журнале опубликованы интервью с Энрике Собехано, ХГ Мерцем и Ма Яньсуном, каждый из которых построил несколько музеев нового поколения.

speech: #11: музей

По традиции, один из героев номера speech: становится гостем его презентации в Москве, и нынешний вечер не стал исключением. В кинозале Музея Москвы лекцию о проектировании и реконструкции музейных комплексов прочел Энрике Собехано. Как признались организаторы, его приезд едва не сорвался из-за того, что архитектор забыл получить российскую визу, однако, к счастью, бюрократические препоны удалось преодолеть, и буквально за пару часов до своего выступления он прилетел в Москву.

speech: #11: музей

Прославившийся именно благодаря своим музейным постройкам, Энрике Собехано подробно рассказал о работе с этой типологией. Представив московской публике Музей Мадинат-аль-Захра и Центр современного искусства в Кордове, Музей Сан-Тельмо в Сан-Себастьяне, интерактивный музей истории в Луго (Испания), а также музеи Морицбург в Халле (Германия) и Йоаннеум в Граце (Австрия), архитектор сформулировал свой главный творческий принцип: «Современная архитектура — это квинтэссенция прошлого и настоящего». Уважительное отношение к историческому контексту и такт по отношению к сложившемуся ландшафту — непременные условия работы над каждым новым проектом, однако Собехано уверен в том, что это совсем не означает, что в ткань нового здания должны вводиться прямые цитаты из объектов прошлого. Не случайно свою лекцию архитектор назвал «Память и изобретения» — свое призвание он видит не в копировании приемов мастеров ушедших поколений, но в том, чтобы придумать новый язык для передачи воспоминаний о прошлом того или иного места и тем самым обеспечить ему долгое и интересное будущее. И в этом смысле значение музейного номера speech: для современной московской архитектурной практики действительно невозможно переоценить.

Оригинал статьи доступен на сайте archi.ru