Книгу написал человек с редкой специализацией — историк архитектурных красок Патрик Бейти. Он работает консультантом на реставрациях исторических памятников, читает лекции и регулярно публикует статьи в специализированных изданиях. В великолепно иллюстрированной книге Бейти дает обстоятельную картину развития пигментов, цветовых схем и стандартов, а также рассказывает о влиянии на цветовые решения интерьеров в течение трех столетий: с 1650-х до 1960-х годов.

Для знакомства читателей с книгой мы выбрали отрывок о красках и цветовых стандартах в интерьере 1930-х.

 

Новые чистые линии

В 1930-х в строительстве начали использовать бетон и стало возможно устанавливать французские окна. Дома теперь строили дальше от улиц и выводили окна в сад. Осознание пользы солнечного света для здоровья подтолкнуло «вернуться к природе» и породило «новую архитектуру», с большими окнами и широкими стеклянными дверями, впустившими в дом внешний мир. Подобное уже происходило веком раньше, когда Хамфри Рептон сравнивал «современную гостиную» со «старинным кедровым салоном» в «Выдержках из теории и практики садовой архитектуры» (1816).

Новый подход к архитектуре подразумевал ограниченный диапазон цветов и орнаментов в интерьере: иначе природа конкурировала с оформлением убранства. Решение не сводилось к белым стенам и потолку, однотонной обивке и отсутствию картин и скульптур. Но цвета должны были быть бледнее и нежнее, а произведения искусства — вписываться в окружение, а не доминировать.

Чистота линий новых методов строительства влияла и на уже возведенные дома во время ремонта. Там меняли окна, потолки делали визуально выше за счет удаления реек для картин и защиты стен от спинок стульев, убирали лишнее в стремлении к лаконизму. Филенчатые двери и лестничные балюстрады сглаживали, закрывая трехслойной фанерой, и устанавливали современное освещение.

Краска играла не последнюю роль в модернизации интерьера: особенным спросом пользовались стойкие эмали. Появились светоотражающие покрытия светлых тонов, а глянцевые краски нашли новое применение.

Северные комнаты обычно красили в теплые цвета с содержанием красного, желтого и оранжевого пигмента. Комнаты с окнами на юг выигрышно смотрелись со стенами светлых нейтральных оттенков: серого, кремового или слоновой кости. Синий поглощает свет, поэтому в комнате создается ощущение прохлады, а светлый зеленый и желтый бодрят и освежают. В то же время теплые цвета кажутся ближе, поэтому комната выглядит меньше, а холодные цвета, удаляясь, визуально ее увеличивают. Новый подход к покрытию и краскам подробно описывался в публикациях ряда производителей того времени.

Новые комнаты вместо старых

В этой главе в основном использованы иллюстрации из буклета 1935 года «Новые комнаты вместо старых. Полезные советы о том, как преобразить обычный интерьер в современный» (New Rooms for Old. Some helpful design and details for transforming the ordinary interior into the ultra modern) компании Pinchin Johnson & Co. Суть понятна из названия, каждая комната показана до и после модернизации.

Ассортимент Pinchin Johnson & Co был схож с красками Thomas Parsons & Sons, тоже частично представленными в буклете. <...> Примеры сопровождаются комментариями с указанием разницы старого и обновленного вариантов и информацией о красках. Везде прослеживается тема «сглаживания»:

  • потолок «поднимается» за счет удаления реек для картин и защиты стен от спинок стульев;
  • поверхности гладкие и меньше собирают пыль;
  • вместо обоев краска;
  • больше света благодаря новым окнам, улучшению искусственного освещения и использованию светлых цветов и глянцевых покрытий;
  • организация пространства для хранения, чтобы убрать лишнее.