Так как из-за пандемии коронавируса международная выставка MosBuild не состоится в заявленные сроки, спецпроект об архитектурном портфолио 2020 мы полностью перенесли в онлайн-формат. В ходе проекта мы уже увеличили как количество экспертов, так и участников, где последних рандомно разделили на три группы и закрепили за ними кураторов, которые на протяжении всего проекта будут помогать участникам сформировать портфолио, актуальное в 2020 году.

За прогрессом участников мы следим в серии публикаций, и на их примере выявим основные требования к архитектурному портфолио. В финале проекта, который пройдет в рамках онлайн-программы для архитекторов, дизайнеров интерьеров и светодизайнеров «MosBuild Online» с 20 по 23 апреля, мы проведем сравнительный анализ портфолио «до» и «после».

Каждая группа участников получает комментарии и рекомендации по портфолио от спикеров с разным опытом и бэкграундом. Формат рекомендаций мы оставили на усмотрение спикеров. Так, куратор от «Софт Культуры» Арсений Афонин проявил инициативу и провел для участников индивидуальные онлайн-консультации в формате вебинара.

Также для участников мы вместе с партнерами творческого объединения «Дмитровка» подготовили специальный приз — онлайн-курс по основным функциям и принципам работы в InDesign, который обязательно пригодится при работе над архитектурным портфолио. Участников, которым достанется курс, выберет Иван Матвеев — архитектор, соучредитель объединения «Дмитровка»

 

Эксперты

Глеб Агапов

Наталья Сидорова

Здесь мне нравится страничка с резюме — всю информацию автор дает компактно, четко, с фото. Разве что помимо профессиональных навыков можно добавить немного личной информации, например, хобби.

Хорошо, что придуманы названия проектам, и что к ним есть концептуальные пояснения. Интересные ручные схемки и коллажи. Но в то же время есть вопрос к компьютерным визуализациям — им не хватает стильности. На мой взгляд, рендеры не дотягивают до остального материала. Например, в музее «Четырех мы» заглавная картинка-макет концептуальна, заряжена, интригует, а визуализация этого же проекта в конце сводит на нет все впечатление. При этом в целом портфолио грамотное.

Арсений Афонин

Проекты, показанные в портфолио Глеба, говорят о нем, как об архитекторе, который довольно хорошо работает на всех масштабах. На словах каждая из концепций проектов звучала довольно продуманно и интересно, но то, как они выстроены в портфолио, к сожалению, рассказ Глеба не поддерживает. Поэтому на онлайн-консультации мы решили поработать над нарративом, последовательностью рассказа и тем, что должен говорить нам каждый из отобранных материалов в отношении проекта. Это тянет за собой переработки как контента, так и подачи.

 

Денис Буляков

Арсений Афонин

Это классический пример портфолио, в котором вставлено слишком много проектов, и довольно разного качества. При этом действительно сильные проекты на общем фоне совершенно теряются. Так что в случае Дениса мы решили максимально сократить количество проектов в портфолио, и попытаться найти в лучших из них тот графический язык, который можно бы распространить на более слабые с точки зрения подачи проекты. Помимо этого было еще много рекомендаций по дизайну, формату, и кажется на выходе получится продукт совершенно другого уровня.

Наталья Сидорова

К этому портфолио у меня возникло много вопросов по графике и композиции. А также при его просмотре я запуталась в разделах: учебные проекты, рабочие, исследования, творчество... Поэтому первое, что я бы порекомендовала сделать автору — это сократить количество страниц и более внимательно отнестись к отбору изображений.

Главная задача портфолио — показать каждый проект с лучшей стороны и раскрыть личные качества автора, а для этого совсем не обязательно представлять сразу все чертежи и картинки. Из всего материала нужно отобрать самые говорящие и эффектные. Три страницы на проект — это максимум.

То же самое можно сказать и о пояснительных текстах. Большие и описательные тексты хоть и говорят о внимательности и серьезности автора, но их обычно читают в последнюю очередь. Донести основную мысль, не раскрытую в изображениях, помогают концептуальные схемы.

Что касается названий самих проектов, я бы давала им отражающие суть имена, или же писала более нейтрально. Например, в названии проекта «Безлифтовый жилой дом» — акцент на слове «безлифтовый». Вряд ли это главное достижение проекта.

На первой странице портфолио вместо содержания просится резюме — так работодателям удобнее воспринимать ключевую информацию и решить, листать дальше или нет. Компьютерные программы тоже лучше ставить в порядке приоритета. Так как основная программа может стать определяющим фактором для выбора кандидата.

А также Денис Буляков получает от наших партнеров авторский курс по работе в InDesign

Иван Матвеев

На основе, которая уже есть, можно развиваться в сторону оттачивания своего графического языка и подтянуть именно верстку, чтобы довести ее до профессионального звучания. Это будет полезным для выявления самих работ и в дальнейшей работе.

 

Арина Паутова

Наталья Сидорова

Первое, что бросается в глаза — это нечитабельный из-за единого размера букв текст, и язык портфолио. И если оно для российского работодателя, то и язык должен быть соответствующим. Английская версия тут скорее второстепенна — она может появится в дублирующем портфолио.

Мне нравится, что автор вводит единую форму верстки для объектов с выделением местоположения. Но в основном Арина показывает конечный продукт, где не хватает концептуальных схемок-скетчей, которые бы поясняли основную идею.

Также сложно считывается принадлежность проектов: что сделано в рамках учебы, что в соавторстве в других бюро? Эта информация закопана в текстах или вообще отсутствует. Хорошо бы ввести единое для всех проектов место на листе.

Арсений Афонин

Это студенческое портфолио ландшафтного архитектора Арины, и так получилось, что по большей части оно состоит из проектов набережных. На консультации мы отталкивались от этой ситуации и пытались сфокусировать внимание на том, как автору в рамках одной типологии удается работать контекстуально, делать акцент на различиях проектов и подходов в каждом конкретном случае. Именно поэтому мы решили отказаться от такого давлеющего над проектами дизайна портфолио, переработать некоторые проекты и добавить дополнительные материалы, как-то более осмысленно выстроить нарратив.

 

Данил Забелин

Арсений Афонин

Портфолио Данила изначально очень сильное. У него очень ясные и емкие проекты, сильные графические скиллы, поэтому к нему на консультации было меньше всего вопросов. Но выбранный формат, на мой взгляд, не дает раскрыться этим проектам, — он неудобен для восприятия с экрана.

Поэтому я рекомендовал переработать именно формат и, почти не меняя содержание, сосредоточиться на том, чтобы в последовательности слайдов максимально чисто считывались идеи его проектов и показывали его как архитектора, который очень круто работает именно на стадии концепций, так это действительно его сильная сторона.

Наталья Сидорова

Стильная графика. Хорошо структурирована текстовая часть. Интересные проекты! Часть информации в резюме автор подает в форме свободного рассказа, не жертвуя при этом содержанием, что здорово помогает считать характер.

Меня всегда подкупает, когда автор портфолио пишет свою роль в команде — так работодателю удобно понимать чем конкретно человек занимался в проекте. Это всегда уместно для рабочих проектов, но для учебных — скорее излишне.

А вот над порядком размещения проектов я бы еще подумала. Сейчас первыми идут проекты по благоустройству. Но на мой взгляд, начать портфолио уместнее с проектов Музея или Терминала — они, как и все учебные проекты, более персональные и авторские. А более нейтральные и практические проекты можно отнести в конец.

В целом портфолио грамотное. Мы бы с удовольствием рассмотрели такого кандидата для нашей компании.

В финале, в рамках онлайн-программы для архитекторов, дизайнеров интерьеров и светодизайнеров «MosBuild Online», которая пройдет с 20 по 23 апреля, мы вместе с экспертами проведем сравнительный анализ портфолио участников «до» и «после». А пока предлагаем вам вспомнить базовые правила, на соответствие которым мы рекомендуем проверить свое портфолио прямо сейчас.