Фестиваль Burning Man в штате Невада постепенно превращается из места силы топ-менеджеров Кремниевой долины в точку притяжения архитекторов и художников со всего мира. Инсталляции в пустыне Блэк-Рок становятся все интереснее, а павильоны все более сложными. И если раньше главной секретной звездой фестиваля, где принято экипироваться от пыли и песка до неузнаваемости, был основатель Google Сергей Брин, то теперь на это звание претендует Бьярке Ингельс. В прошлом году он привозил свою инсталляцию в виде гигантской сферы, в этом в первый же день отметился тем, что постит фото и видео в свой инстаграм. Похоже, Ингельсу все очень нравится.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Bjarke ingels (@bjarkeingels) on 

Тема фестиваля в этом году — «Метаморфозы» — воспевание перемен и погружение в неизвестность. В качестве культурологических отсылок организаторы приводят алхимию и философский камень, литературу и поэму Овидия, а также «Превращение» Франца Кафки, где главный герой однажды просыпается жуком. Мы собрали самые интересные интерпретации этой темы, среди которых есть и российская.

 

«Xрам Знака свыше»
(The Temple of Direction)

Джорди ван дер Бош (Geordie van der Bosch)

Храм — это всегда одна из двух главных построек фестиваля и самая эмоциональная. В него «бернеры» приходят с тем, что было дорого, но пора расстаться. Как правило, это фотографии и вещи умерших близких или артефакты несложившихся отношений. В этом году Храм Знака свыше (его название можно перевести и как Храм Направления) выстроен линейно из двух галерей с пустым пространством посередине. Он олицетворяет жизненный путь от начала и до конца, а пассажи внутри воплощают непредсказуемость событий: они то сужаются, то расширяются, то утопают в тени, то открываются солнцу. Траектория движения не предусматривает вариантов, а пустота в центре, как мост, символизируют переход из одной стадии жизни в другую.

 

«Переосмысленная Андромеда: святилище на задворках плайи»
(Andromeda reimagined: a sanctuary in deep playa)

Джон Маркс (John Marx), Form4 architecture

Джон Маркс предлагает переосмыслить один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия, миф о дочери эфиопского царя Андромеде, как оду сильным женщинам, а не отваге Персея.

Пентагональный в основании павильон достигает в высоту восьми метров. Его верхушку украшает фонарь в марокканском стиле, а каждая из выступающих частей напоминает кому-то движение по сложным орбитам, а кому-то клубок Ариадны. Внутри павильона находятся изображения других женских персонажей из античной мифологии. Авторы предусмотрели участие посетителей — для них есть маркеры, чтобы можно было изобразить любимых героинь.

 

«Пар жизни»
(Steam of Life Pavilion)

JKMM Architects

Самый сюрреалистический объект фестиваля — финская сауна в пустыне. Хотя с практической точки зрения все логично: ночью в Блэк-Рок температура падает вдвое по сравнению с дневными +37 °C, поэтому сходить в баню не кажется такой дикой идеей, к тому же на Burning Man отсутствуют душевые.

Павильон представляет собой круглое сооружение с пространством для отдыха после парной посередине. Авторы, архитекторы из Финляндии, рассчитывают, что посетителей будет достаточно, поэтому предлагают им не сидеть, а передвигаться по постройке, что также напоминает о круговороте всего в природе. Собранная из темных фанерных плит и деревянных балок баня очень проста в эксплуатации, при желании ее можно разобрать и собрать снова в любом месте. Создатели планируют подарить сауну фестивалю, чтобы она и впредь радовала бернеров.

 

«Мужская армия»
(The Man’s Army)

Майкл Чулла (Michael Ciulla)

Композиция The Man’s Army — это 100 андрогинных фигур в человеческий рост на площади 10×10. Их лица напечатаны на 3D принтере и принадлежат реальным людям. Скульптуры являются холстом — любой желающий может поучаствовать в «очеловечивании» фигур. В течение недели скульптуры будут меняться, чтобы потом пережить финальную метаморфозу — сгореть и обнажить стальные каркасы с полудрагоценными камнями на месте сердец.

 

«Фрагменты»
(Fragments)

Марк Иппон де Ронда (Marc Ippon de Ronda)

Инсталляция «Фрагменты» интерпретирует миф о пустыне Блэк-Рок: когда человечества не существовало, на небе жил великан, у которого было волшебное зеркало — в нем отражалось будущее, но однажды исполин уронил его, испугавшись увиденного, осколки упали на Блэк-Рок, и из них на Земле появились люди.

«Фрагменты» фокусируют внимание на пространстве, времени и движении. При помощи света Марк Иппон де Ронда создает ловушки и обманки — играет с реальностью и демонстрирует ее призрачность. В середине композиции находится лестница с символическими подъемом и спуском. Вокруг располагаются треугольные пластины-зеркала разных размеров. Их начищает до блеска специальная команда волонтеров.

 

«Карусель «Заря»

4КРУГ9

«Карусель «Заря» — проект московского арт-коллектива 4КРУГ9, который выиграл грант фестиваля Burning Man. Она представляет собой вращающийся танцпол, на котором, как описывают авторы, «ржавчина, заклепки, облупившиеся лошадки и танковые фары, чередуются с уютом, светом и некой надеждой».

Карусель работает от ручного привода. Она имеет семиметровую высоковольтную мачту, на крыше красуется паровоз, откуда со свистом вылетают клубы дыма.

Помимо функциональности, у нее есть и лирический подтекст: участники сами заводят карусель и ответственны за скорость, свое настроение и участие в веселье, как и в жизни.

 

«Человек»
(Man)

Елена Филлипчук (Yelena Filipchuk) и Серж Болье (Serge Beaulieu)

Главный павильон фестиваля, «Человек» точнее всего отражает тему метаморфоз — фигура частично заключена в кокон, подобно бабочке. На ее пьедестал может подняться любой желающий, а внутри «кокона» спрятана лестница. Кольца неплотно прилегают друг к другу и таким образом, по замыслу авторов, символизируют несовершенство и вехи любого развития. «Человек» традиционно является самым высоким сооружением в Блэк-Рок. В конце фестиваля, это всегда первый рабочий понедельник сентября, его сжигают.

Фестиваль Burning Man — восьмидневное мероприятие в пустыне Блэк-Рок, в американском штате Невада. Каждый год в самом конце лета люди из разных стран приезжают, чтобы построить Блэк-Рок Сити — временный город, от которого в конце остается лишь пепел сожженной фигуры гигантского человека. Основная идея фестиваля — побег от общества потребления. Первый Burning Man прошел в 1986 году, в нем участвовали два десятка энтузиастов. В прошлом году в Блэк-Рок приехали более 70 000 человек.