Вдохновленный русскими конструктивистами и пришедший в архитектуру из журналистики, Колхас представляет и развивает деконструктивистское течение XXI века. Он называет архитектуру опустошающей из-за количества затрат творческой энергии при работе над проектом, но не быть архитектором не может. И если мы считаем Рема Колхаса противоречивым, то он видит противоречия в самой профессии:

«Я обнаружил, что профессия архитектора — очень странная вещь: или вы строите новое, или вы занимаетесь старым. Неожиданно выяснилось, что эти занятия находятся в подлинной оппозиции. Чем я сейчас занимаюсь — я пытаюсь понять, как эта оппозиция может перестать существовать».

Многие звезды современности, от Бьярке Ингельса до Захи Хадид, прошли через его «школу». А остальные ищут идеи и вдохновение в его книгах. «Нью-Йорк вне себя», написанный в 1972 году, когда Нью-Йорк находился на спирали насилия и распада, укрепил репутацию Колхаса как провокатора. С тех пор антиманифест Манхэттена, наравне с Нойфертом, признан архитектурным «маст-хэвом».

Состоявшись как теоретик, в 1975 году Колхас основал бюро OMA («Офис городской архитектуры»), позиционируя архитектуру в актуальном культурном контексте. Среди ранних проектов бюро были полицейский участок и нидерландский танцевальный театр в Гааге. А несколько лет спустя архитектор открыл еще одну контору — АМО, где, как в настоящем научно-исследовательском институте, собрал профессионалов теории: социологов, урбанистов, математиков, дизайнеров и т. д. В общей сложности в компании теперь работают 325 архитекторов, включая филиалы в Гонконге и Нью-Йорке.

В копилке отличий от большинства архитекторов мирового уровня — любовь к конкурсам. Творческий процесс позволяет больше свободы и независимость от заказчика. При всех известных минусах конкурсов, а бюро много ресурсов вкладывает в заведомо неосуществимые проекты, для Колхаса такой компромисс приемлем:

«Я совершенно не думаю об экономических вопросах. Это позволяет мне быть безответственным и вкладываться в свою работу».

С некоторых пор архитектора можно увидеть и в кино. При всей своей неприязни к документальным фильмам об архитекторах и их безлюдных, а оттого и мертвых зданиях, Колхас стал главным героем одного из них. Но с учетом всех нюансов: здания показаны только во взаимодействии с людьми, а их создатель, постоянно присутствуя, остается инкогнито. Мы не можем рассмотреть его лица, зато спину — сколько угодно.

Пока картина «Рем», снятая сыном Колхаса, показывается только на фестивалях, в свободном доступе можно посмотреть ее трейлер: