1 WTC в Нью-Йорке, Skidmore, Owings & Merrill

Самая высокая и громкая премьера последних месяцев — One World Trade Center в Нью-Йорке, главная башня нового комплекса зданий Всемирного Торгового Центра в Нижнем Манхеттене. Официально открытая 3 ноября 2014 года, спустя 13 лет после трагедии 11 сентября, она вполне отвечает амбициям и большим ожиданиям, связанным со ставшим сакральным местом. 104-этажный небоскреб, занявший почти четверть пустующего участка, возвысился на 541,3 метра (546,2 метра вместе со шпилем) и стал четвертым по высоте зданием на планете. Первым — в Западном полушарии.

1 WTC в Нью-Йорке, Skidmore, Owings & Merrill

Облик башни лаконичен и в то же время созвучен всем архитектурным «иконам» из своего окружения, начиная от Chrysler Building и заканчивая Empire State Building. Тот же шпиль, те же граненые формы — вот только у 1 WTC грани — их 8 — вытянуты по вертикали и составляют всю плоскость фасада. Квадратное в основании, в самом центре здание в плане представляет собой правильный восьмиугольник, но заканчивается вновь квадратом — стеклянным парапетом 45×45 м, который оказывается развернут относительно основания на 45 градусов.

1 WTC в Нью-Йорке, Skidmore, Owings & Merrill

Подобно гигантскому кристаллу, здание вступает в игру света и отражений, превращаясь для стороннего наблюдателя в калейдоскоп, картинка в котором меняется в зависимости от погоды, времени суток и угла зрения.

В то время как мемориальный комплекс 11 сентября «врезан» в землю и символизирует прошлое и светлую память, «башня свободы», как назвали ее авторы проекта, устремлена вверх, в будущее. И хотя пустоту, зазиявшую в сердцах людей 13 лет назад, не заполнить ничем, можно смело констатировать, что, по крайней мере, городской горизонт Нью-Йорка начал наконец восстанавливаться.

1 WTC в Нью-Йорке, Skidmore, Owings & Merrill

One57 в Нью-Йорке, Кристиан де Портзампарк

Строительство еще одного здания высотой более 300 метров — 75-этажной (306 метров) башни по проекту архитектора Кристина де Портзампарка, — осенью 2014 года завершилось опять же в Нью-Йорке. В отличие от Всемирного центра торговли, небоскреб на 57-й улице (отсюда и название) полностью жилой: он вместил в себя новый флагманский отель сети Hyatt на 210 номеров и 135 квартир на верхних этажах, над интерьером которых поработал модный нью-йоркский дизайнер Томас Ююл-Хансен.

One57 в Нью-Йорке, Кристиан де Портзампарк

Одна из этих квартир — дуплекс на 89-90-х этажах — в январе 2015 года была продана за более чем 100 миллионов долларов, установив новый рекорд Большого Яблока. Неслучайно 57 улицу называют «выставкой миллионеров»: цены на недвижимость в целом ряду ультрасовременных башнен с видом на лежащий в двух шагах знаменитый Центральный парк — действительно, одни из самых высоких в городе.

One57 в Нью-Йорке, Кристиан де Портзампарк

Как раз соседство с парком и вдохновило французского постмодерниста на образ водопада. Имитация движения воды на поверхности фасадов создается, с одной стороны, за счет волнообразной формы некоторых элементов облицовки (эти «ленты» интегрированы на уровне высоты, различимом человеческим глазом с земли), а с другой — благодаря чередованию в отделке темных и светлых стекол. В результате все здание предстает набором «пикселей», переливающихся на свету.

One57 в Нью-Йорке, Кристиан де Портзампарк

«Для меня было важно спроектировать небоскреб, который бы постоянно менял свой облик, от рассвета и до заката, манипулируя светом, который падает на фасад под разными углами. Использование стекла было логичным, а двуцветные ленты не только подчеркивают вертикаль здания, но и увеличивают потенциал внутренних площадей, расширяя их: здесь, на Манхеттене, это имеет значение».

One57 в Нью-Йорке, Кристиан де Портзампарк

Wangjing SOHO в Пекине, Заха Хадид

Выбор именно Хадид в качестве архитектора в данном случае более чем оправдан: пригород Пекина, в котором 20 сентября 2014 года официально открылись три башни нового торгово-офисного комплекса, успел снискать себе славу хай-тек-кластера. Здесь «прописались» Microsoft, China Telecom, Alcatel-Lucent, Sony, Panasonic, Siemens... Стоит ли удивляться, что в районе с подобной «аурой» потребность в офисных помещениях разной площади очень высока — как для стартапов с перспективой расширения, так и для крупных компаний международного масштаба.

Wangjing SOHO в Пекине, Заха Хадид

Так что первоначальный план, предполагавший строительство только двух башен, переделали, сделав внутренние пространства более вариативными, а внешние пропорции — более соответствующими окружению. Теперь три «горы» высотой 118, 127 и 200 мвозвышаются посреди вновь созданного общественного парка площадью 600 кв. метров, открытого 24 часа в сутки.

Wangjing SOHO в Пекине, Заха Хадид

Криволинейные фасады обернуты в ленты из алюминия и низкоэмиссионного стекла. Алюминиевые панели, то утончаясь, то утолщаясь, в нужных местах создают тень, а в других, напротив, обеспечивают солнечным лучам полный доступ внутрь здания. Эти же панели, чей размер рассчитывала на производстве специально написанная программа, скрывают коллекторы для воды. Благодаря всем внедренным технологиям — включающим различные сенсоры, повторное использование энергии системы кондиционирования, высокоэффективные насосы и водонагреватели, — «горы» потребляют на 12,8% меньше электричества и на 42% меньше воды в год, чем, например, положено по американским стандартам ASHRAE.

Wangjing SOHO в Пекине, Заха Хадид

«Горами», однако, новые башни называют прежде всего авторы: мировой архитектурной прессе и самим заказчикам ближе образ плавников. Генеральный директор SOHO Ltd. в одном из интервью даже сделал предположение, что это стая карпов: в Китае считается, что те приносят удачу, здоровье и богатство.

Wangjing SOHO в Пекине, Заха Хадид

Примечательно, что архитектурный облик Wangjing SOHO успели скопировать еще до завершения строительства — причем «свои» же китайцы. Как написал журнал Der Spiegel, идею Хадид использовали при строительстве комплекса Meiquan в городе Чунцине. Впрочем, сама Заха никакого негатива относительно этого факта не выражала — наоборот, отмечала, что хорошо бы «копипастеры» подходили к делу творчески и привносили в украденные проекты новые интересные находки.

Wangjing SOHO в Пекине, Заха Хадид

20 Fenchurch Street в Лондоне, Рафаэль Виньоли

Разговоры о 34-этажном офисном здании высотой 160 м на участке в исторической части лондонского City ведутся с 2007 года, иногда весьма бурные и противоречивые. И задолго до завершения строительства весной 2014 года по проекту уругвайского архитектора Рафаэля Виньоли небоскреб получил народное прозвище «Walkie-Talkie» (рация), спровоцированное необычным силуэтом.

20 Fenchurch Street в Лондоне, Рафаэль Виньоли

Скептики считают, что таким образом архитектор пытался угодить заказчику и максимально увеличил площади верхних этажей, которые сдаются по самым высоким арендным ставкам. Однако вместе с тем выросла и территория «самого высокого общественного парка в Лондоне», который занимает три последних этажа (вместе с ними в здании их насчитывается 37). Громкий статус парка в данном случае многие лондонцы тоже оспаривают, но название Sky Gardens — «Небесные сады» — трехуровневое пространство оправдывает вполне. Помимо зеленых насаждений здесь с января 2015 года доступны ресторан, бар и смотровые террасы. И уж качество открывающихся отсюда видов на Лондон сомнений ни у кого не вызывает.

20 Fenchurch Street в Лондоне, Рафаэль Виньоли

Bosco Verticale в Милане, Stefano Boeri Architetti

Вот уж где сады, так сады! Недаром башни рядом с вокзалом Гарибальди были названы «Вертикальным лесом». Фасады обоих жилых зданий служат плацдармом для высадки 2000 растений и 900 деревьев (примерно 550 на первом, высотой 110 м, и 350 деревьев на втором, что на 34 м ниже). В комплекс также входит 11-этажное офисное здание, но на нем растительность отсутствует. Впрочем, ему уже можно почивать на «зеленых лаврах»: если пересадить все интегрированные растения горизонтально — обычным манером — то получится лесопарк площадью 7 000 кв. м. Для урбанизированной среды больших городов — настоящее сокровище!

Bosco Verticale в Милане, Stefano Boeri Architetti

Bosco Verticale уже получили международную награду 2014 года как «самые красивые и инновационные небоскребы», обойдя постройки таких архитектурных звезд, как Рем Колхас, Стивен Холл и Жан Нувель (последний, кстати, тоже завершил в 2014 году жилое здание в Сиднее с вертикальным озеленением). Жюри сочло, что радикальная и дерзкая идея «вне всяких сомнений, демонстрирует модель развития перенаселенных городов будущего». И хотя идея высотного дома-сада далеко не нова, это один из первых случаев, когда концепцию довели до стадии работающего проекта.

Bosco Verticale в Милане, Stefano Boeri Architetti

Башни имеют ступенчатую структуру — так, чтобы естественным образом образовывались террасы для высадки растений. Цветы, кустарники и деревья высотой 3, 6 или 9 м распределены по этим террасам с таким расчетом, чтобы получать нужное количество естественного освещения. Сложная система по доставке других ресурсов, необходимых растениям для жизни, интегрирована прямо в конструкцию зданий — но те, в свою очередь, образуют систему гораздо более мощную и многофункциональную.

Bosco Verticale в Милане, Stefano Boeri Architetti

Зеленые насаждения регулируют влажность и температуру, создавая благоприятный микроклимат; защищают от ветра, дождей и городского шума; поглощают углекислый газ и служат естественным пылевым фильтром. И если в ближайшие годы примеры вот такого объединения красоты архитектурных форм, возможностей новых технологий и неисчерпаемых сил природы станут нормой — это именно то будущее, в котором хочется жить, и творить, и созидать, достигая все новых высот.

Bosco Verticale в Милане, Stefano Boeri Architetti

Юлия Шишалова

Фото © James Ewing | OTTO, Iwan Baan, Kirsten Bucher, Daniel Harrison, John Cahill, Aric Austermann, Tectonic Photo, Terri Meyer Boake, AECDP, Wade Zimmermann,Virgile Simone Bertrand, 20 Fenchurch Street