Обувной бутик для архитектора — это как стул для промышленного дизайнера: считай, что тест на профпригодность. Он должен получиться и красивым, и функциональным, и запоминающимся. При том, что витрины для обуви могут получиться гораздо креативнее, чем для одежды, — хотя бы в силу компактных и предсказуемо однотипных размеров «товаров».

Одним из первых магазинов обуви, обошедших все архитектурные и интерьерные журналы, стал шоурум в Риме бренда Stuart Weitzman, спроектированный в 2006 году одним из самых эпатажных дизайнеров Фабио Новембре. Все, что становится объектом желания любвеобильного итальянца, — а это фактически любая часть женского тела, — он превращает в элемент интерьера. И наоборот: вещи, которые делает Новембре, будят страсть ими обладать. Вот почему ему не составило труда придумать эффектную упаковку для модной и удобной обуви (о которой, как известно, мечтает каждая женщина). Собственно, для упаковки ему хватило только «подарочной ленты» из композитного камня кориана, которой обвиты стены и потолок шоурума. Куда там Мебиусу: в непрерывной фигуре Новембре гораздо большо переворотов и изгибов. Лента — это одновременно и архитектурный декор, и выставочные магазинные полки.

Фабио Новембре. Бутик Stuart WeitzmanФабио Новембре. Бутик Stuart WeitzmanФабио Новембре. Бутик Stuart Weitzman

Правда, с тех пор американская марка «изменяет» Новембре с Захой Хадид: в 2013-2014 годах бутики Stuart Weitzman по ее проектам открылись в Милане, Гонконге, Пекине и Лондоне, а в скором времени экспансия продолжится на Азию и Ближний Восток. Идею текучих скульптурных форм, начатую Фабио, Хадид продолжила в свойственной ей динамичной манере. С одной стороны — скульптурные формообразующие элементы пространства, когда детали потолочной конструкции, в некоторых местах образующие обрамление гигантских светильников, перетекают в опорные колонны и настенные полки. С другой — специально разработанные двухуровневые металлические подставки, выполненные в едином стиле во всех бутиках бренда как часть общего дизайн-стиля.

Заха Хадид. Бутик Stuart WeitzmanЗаха Хадид. Бутик Stuart WeitzmanЗаха Хадид. Бутик Stuart Weitzman

Ведь по сути обращение к архитектурным звездам такой величины, как Заха, — для торговой марки именно часть дизайна стиля. И вносит вклад скорее в формирование репутации бренда, нежели в его «казну». Владельцы испанской компании Camper в этом убеждены, но вот уже много лет удивляют интерьерами своих бутиков, которые, кажется, им делали уже все — от братьев Буруллеков до братьев Кампана. «Нам повезло быть частной компанией, — говорит хозяин марки Camper Мигуэль Флюкса. — Поэтому мы можем себе позволить работать на перспективу и делать то, что нравится».

Токуджин Йошиока. Бутик Camper Токуджин Йошиока. Бутик Camper

В последнее время Мигуэлю нравятся японцы: Токуджин Йошиока сделал для них шоурум в Лондоне, Nendo — в Осаке и в Нью-Йорке, а Кенго Кума — в Милане. При этом каждый подошел к задаче красивой подачи обуви совершенно по-разному. Магазин Йошиоки похож на его стул Bouquet для Moroso — недаром мы проводили параллели между стульями и магазинными интерьерами. Стулья ярких оттенков, некогда ставшие сенсацией Миланского мебельного салона, здесь появились тоже — но и стены украшает все тот же «цветущий покров» из кусочков ткани.

Nendo. Бутик Camper Nendo. Бутик Camper Nendo. Бутик Camper

Впрочем, со времен Bouquet дизайнера стали больше интересовать предметы-невидимки, и эту идею, близкую склонным к минимализму японцам, замечательно воплотил Оки Сато (Nendo). В магазине в Осаке обувь Camper как будто бы шагает по стенам — да и прямо в воздухе — сама по себе. Настолько тонкие стальные стержни ее держат.

А в Нью-Йорке дизайнер выполнил другой хитрый маневр: «спрятал» ботинки среди тысячи «призраков»-обманок — белоснежных «клонов» одной из самых популярных моделей Camper, выполненных в белоснежной резине.

Nendo. Бутик Camper Nendo. Бутик Camper

Ну, а Кенго Кума использовал свою любимую фанеру — обшил ей все 50 квадратных метров миланского шоурума, а обувь разместил на расставленных вдоль окон и стен фанерных асимметричных стеллажах. На Монте Наполеоне — улице, на которой в Милане «прописаны» все самые дорогие модные марки — такое засилье фанеры выглядит особенно нестандартным и запоминающимся.

Кенго Кума. Бутик Camper Кенго Кума. Бутик Camper Кенго Кума. Бутик Camper

Листы дерева использовала и австралийский дизайнер Джордана Мейси в интерьере бутика бренда Feit на Манхэттене. Однако здесь листы уложены слоями и образуют нечто вроде параметрической скульптуры, в которую интегрированы полки и стеклянные объемы витрин.

Джордана Мейси. Бутик Feit Джордана Мейси. Бутик Feit Джордана Мейси. Бутик Feit

Иногда достаточно акцента не на форму, а на материал. Студия Linehouse выстроила проект шанхайского шоурума ALL SH вокруг бетона, который тщательно очистили, подчеркнув фактуру. А затем установили зеркальные перегородки, «сломавшие» внутреннюю геометрию и увеличившие площадь фактурных поверхностей.

Студия Linehouse. Шоурум ALL SHСтудия Linehouse. Шоурум ALL SH

Так или иначе, в борьбе с интернет-магазинами, которые всегда убедительно побеждают по цене, на первый план выходит концептуальность. Еще один японец — Рютаро Мацууро — превратил бутик Lucca Llena в «обувной лес», где босоножки и ботильоны «растут» на резиновых полках-«ветках», прикрепленных на разных уровнях к «стволам»-колоннам из металлической сетки. «Если приглушить выразительность антуража, то выставленные напоказ товары заявляют о себе лучше всего, — считает дизайнер. — Они волей-неволей разжигают любопытство покупателей». Что снова возвращает нас к образу обуви как объекта желания — прекрасного «плода», который хочется подойти и сорвать, и попробовать. И найти, наконец, то, что нам подходит. Ведь именно этого мы ждем от пары туфель — и от жизни тоже.

Студия Linehouse. Шоурум ALL SHСтудия Linehouse. Шоурум ALL SH

Фото © Fabio Novembre, Zaha Hadid, Camper, Naho Kubota, Nacasa & Partners Inc.