Выражение «бетонные джунгли» до сих пор имеет отрицательную коннотацию — наследие XX века прочно увязало этот материал с однотипными серыми кварталами и социальным неблагополучием. Но еще Антонио Гауди (Antonio Gaudí) умел трактовать бетон как материал для воплощения проектов со сложными и разнообразными фасадными решениями. Посредством железобетона он придавал зданиям нестандартные геометрические формы, такие как в барселонских Casa Mila или Casa Batllo — самых известных жилых проектах архитектора.

© Getty Images, MrFranciscoSG (Flickr)

 

Текстильные блоки

Современник Гауди, Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), также виртуозно использовал бетон в декоративных целях. «Так что же бетонный блок? Годами он оставался самым дешевым и уродливым предметом в строительном мире. Он ютился на задворках архитектуры — ему приходилось имитировать текстуру камня. Неужели нельзя изменить судьбу этого изгоя?» — вопрошал архитектор в начале 1920-х.

Мало-помалу ответ был найден: Райт пришел к идее так называемых текстильных блоков. Это кубические бетонные блоки с орнаментом по мотивам архитектуры майя, уложенные без раствора. Их скрепляют арматурные стержни, на которые блоки нанизаны подобно бусинам или поперечной нити в плетении ткани.

© pinterest.com

Райт спроектировал четыре здания с применением этой технологии. В их числе дом гомеопата Джона Сторера, построенный в 1923 году на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе. Изначально архитектор позиционировал бетон как экономичный материал, однако из-за четырех видов орнамента и нестандартного метода цена строительства взлетела до небес.

© Michael Freeman

Впрочем, последующих заказчиков это не остановило: в тот же год он получил заказ на дом для миллионера Чарльза Энниса и его жены Мейбл. Геометрические блоки смягчали монументальные объемы здания, больше похожего на языческий храм. И хотя термин «текстильные блоки» относится к технологии, а не к декоративному эффекту, в лучах заката стены действительно напоминают богато отделанную ткань.

© Ted Soqui

 

Советский орнамент

Орнаменты с использованием бетона практиковались и в советской архитектуре. Московский «Ажурный дом», построенный в конце 1930-х по проекту Андрея Бурова и Бориса Блохина, декорирован бетонными решетками, благодаря которым здание и получило свое название. Объемный растительный орнамент выполнен по эскизам художника Владимира Фаворского. Этот рисунок не только детализировал фасад, но и выполнял чисто практическую функцию — закрывал внутреннее пространство лоджий.

© wikipedia.org

Если решетки Фаворского содержали отсылки к русскому модерну, то в других союзных республиках не раз использовали бетон для создания фасадов с национальными мотивами. Ташкентский Музей Ленина, в котором ныне расположен Музей истории Узбекистана (арх. Е. Розанов, В. Шестопалов, Ю. Болдычев) облицован панелями в виде панджар — традиционных узорчатых решеток в Средней Азии.

© wikipedia.org

 

Фибробетон

В наши дни американское бюро Diller Renfro + Scofidio использовало фибробетон, чтобы создать сложную пористую «вуаль», которая практически целиком обволакивает Музей Фонда искусств Броуд в Лос-Анджелесе. Оригинальное решение позволяет по-максимуму использовать естественное освещение и помогает зданию выделиться на фоне своего соседа — мерцающего металлического Концертного зала имени Уолта Диснея.

Интересное применение фибробетона продемонстрировало бюро D’HOUNDT + BAJART во французском городе Туркуэн. При работе над зданием банка архитекторы вдохновлялись гильошем — классическим архитектурным орнаментом в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Чтобы получить этот узор, достаточно было залить бетон в пресс-форму и подождать, пока он высохнет.

 

Рукотворный орнамент

В 2007 году в центре швейцарской деревни Шаранс на месте старого амбара появилась рабочая студия, которая повторяла черты прежней постройки. Это проект Валерио Ольджати (Valerio Olgiati) — швейцарского архитектора, который наряду с Петером Цумтором (Peter Zumthor) переосмыслил применение бетона в современной архитектуре.

На бетонный терракотово-красный фасад нанесен узор в виде розеток. Он был создан местными ремесленниками, которые вручную вырубали опалубку. Хотя сами формы имеют общий характер и не содержат какой-либо местный и региональный контекст, наличие орнамента привносит ощущение рукотворности и ассимилирует здание с окружающими деревенскими постройками.

© August Fischer

 

Бетонная черепица

Небольшое строение во дворе лондонской студии Assemble — пример того, как благодаря использованию бетона архитектура снискала общемировую славу. Фасад был отделан разноцветной бетонной «черепицей» — красиво выцветшими плитками пастельных тонов. Из-за своей необычной фактуры здание приобрело популярность у пользователей Instagram, и люди со всего мира начали приезжать на окраину Лондона, чтобы сделать селфи на фоне стен.

На китайском рынке текстуру стали копировать на кошельках, обоях и тетрадях. Когда бюро решило выпустить собственный телефонный чехол с принтом, им отказали в производстве, так как продукцию со схожим дизайном успели изготовить за два года до того. В 2016 году Assemble переехали, постройка была снесена, но из-за сохранившихся геометок некоторые люди еще долго приезжали на окраину Лондона в надежде отыскать ее.

© David Grandorge