купить
журнал
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале
 
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале

Тема биеннале

Еще в конце лета 2015 года куратор грядущей XV архитектурной биеннале обнародовал ее тему — «Репортаж с фронта», имея ввиду прежде всего не реальные военные действия, а борьбу за качество жизни и роли архитектора в этой борьбе.

Тизер XV биеннале архитектуры

При этом Аравена предлагает сфокусироваться на «архитектуре чрезвычайных ситуаций», архитектуре «быстрого реагирования», когда имеешь дело с жестким дефицитом времени и ресурсов. «Мы хотели бы привлечь внимание к архитектуре, которая, вместо того, чтобы жаловать на отсутствие чего-либо, интенсивно использует то, что есть. Хотели бы разобраться, какими методами проектирования можно разрушить непреодолимую тягу индивида выбирать свою выгоду вместо коллективной и сводить многообещающее „Мы“ к ограниченному „Я“».

Президент биеннале Паоло Баррата поддержал куратора, отметив, что в 2008-м Аарон Бецки заставил нас взглянуть на «Архитектуру вне зданий». Потом (в 2010-м) была Кадзуйо Седзима, чья тема «Люди встречаются в архитектуре» объявляла архитектуру местом обитания сообществ. В 2012-м наступила очередь Дэвида Чипперфильда, высказавшего своей темой «Общее место» спорное утверждение, что архитектуры больше не существует — только архитекторы с их солиптическими устремлениями. На следующей биеннале с темой «Основы» Рем Колхас исследовал составляющие современной архитектуры. «И вот теперь Алехандро Аравена приглашает нас на поле битвы, показывая, что если мы заставим себя сформулировать более четкие вопросы, — сказал Баррата на официальной пресс-конференции, — и дать на них правильные ответы, то архитектура будет действительно что-то значить».

Инсталляция биеннале 2016 года. Симон Велей. Храм без религии

Отдельно стоит рассказать про тизер к биеннале с темой «Репортаж с фронта». Вместо театра военных действий — перуанская пустыня, а женщина на переднем плане, взобравшаяся на алюминиевую лестницу, — никто иной, как археолог Мария Райхе, исследователей геолглифов-линий Наски. С этой лестницей она не расставалась: ведь с земли видишь только камни, но стоит подняться чуть выше — и начинаешь различать очертания птиц, животных или растений. «Мы бы хотели, чтобы венецианская биеннале предложила настолько же новый взгляд архитекторам, как та лестница — Марии Райхе», — пишет в своем манифесте Аравена.

Паоло Баррата, в свою очередь, отметил, что постер XV биеннале архитектуры оказался удивительно созвучным символу прошлогодней арт-биеннале — творческой интерпретации знаменитого «Нового ангела» Пауля Клее. Крылатый ангел в ужасе оглядывается назад, видя все несовершенство и трагизм прошлого, — и в то же время осознавая его значение в будущем. Ведь именно туда ангела несут силы Провидения, наполняя его крылья, будто ветром. Поэтому эти образы — свидетельства оптимизма: «Женщина очевидно видит знаки креативности и надежды — и не в туманном завтра, а здесь и сейчас».