купить
журнал
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале
 
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале

Россия на биеннале в Венеции

Русский павильон на территории садов Жардини — специально для участия русских художников в венецианских биеннале — был построен более 100 лет назад, по проекту знаменитого Алексея Щусева.

Современный вид русского павильона в Венеции

Тогда архитектор предложил на рассмотрение великой княгини Марии Павловны два варианта проекта — в псевдорусском и неоклассическом стиле. И тогдашняя президент Императорской Академии художеств утвердила первый вариант богато декорированного «павильона-терема».

Характерно, что изначально Щусев задумывал сделать павильон зеленого, а не теплого бежевого цвета. И в 2015 году во время 56-й арт-биеннале здание наконец позеленело, следуя концепции художницы Ирины Наховой. Чтобы изменить цвет стен, их обшили гипсокартоном, который по окончании выставки легко демонтировали, так что гостей XV архитектурной биеннале павильон встретит в привычном облике.

Модель позеленевшего павильона

А вот что ждет внутри, пока задернуто легкой завесой тайны. Хотя основные детали известны. Комиссаром павильона, как и в 2014 году, стал Семен Михайловский, ректор Академии художеств (как великая княгиня в 1914 году), куратором экспозиции — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, а сокуратором естественным образом выступает Екатерина Проничева, директор ВДНХ. Ведь именно этой территории с роскошным архитектурно-парковым ансамблем посвящена экспозиция биеннале под названием «V.D.N.H. Urban Phenomenon».

В контексте общей темы биеннале «Репортаж с фронта» ВДНХ — это место борьбы за аудиторию. На открытии последней 5-й Московской биеннале архитектуры 18 мая Сергей Кузнецов отметил, что архитекторы и формируемая ими среда должны противостоять консьюмеризму: это сейчас город пытается делать на ВДНХ и об этом будет рассказывать выставка в Венеции.

ВДНХ в Москве

Экспозиция, устроенная на обоих уровнях павильона, будет состоять из трех разделов. Постепенно перемещаясь из условной «тьмы» к «свету», посетитель узнает о прошлом, настоящем и будущем культового выставочно-паркового комплекса. В разделе «Прошлое» представят артефакты ВДНХ советских времен. В частности, на выставку привезут горельеф Евгения Вучетича, обнаруженный в ходе демонтажных работ в павильоне ВДНХ № 1. В этом году завершилась двухлетняя реставрация горельефа, а до этого произведение советского скульптора в течение 40 лет считалось утерянным.

Эскиз экспозиции V.D.N.H.Urban Phenomenon от куратора Сергея Кузнецова

За «настоящее» ВДНХ ответит мультимедийная инсталляция, которая убедительно показывает ценность архитектурного шедевра, ставшего, как это формулируют кураторы, синтезом всех изобразительных искусств и известных культурных практик. Тема грядущего будет раскрыта через «Кабинет исследователя» и «Лабораторию будущего». Помимо презентации уже запущенных проектов преобразования территории ВДНХ, специально к биеннале готовится исследование, в котором люди разных профессий со всего мира высказывают свое мнение относительно того, как мог бы развиваться комплекс такого типа.

В формировании экспозиции принимают участие художники, скульпторы и студенты профильных вузов. Кроме студентов Академии Художеств, к участию в программе биеннале приглашены учащиеся МАРХИ и Высшей школы Урбанистики.

Наряду с экспозицией в павильоне Россия готовит параллельную программу культурных мероприятий. Последние 10 лет Россия в Венеции традиционно «гремела» большим количеством дополнительных выставок, презентаций и вечеринок. В этом году традиция продолжится. Первым в череде этих событий станет концерт 25 мая по случаю открытия российского павильона: будет играть оркестр под руководством Фабио Мастранджело — итальянского дирижера, живущего в Санкт-Петербурге.

Все, что до открытия биеннале известно широкой публике об экспозиции российского павильона, мы собрали здесь.

Рисунки для экспозиции в российском павильоне от Алексея Резвого

Интересно, что после того, как в 2000 году Илья Уткин, который в настоящее время известен своими работами для театра, взял приз за архитектурную фотографию, в следующий раз участие России на биеннале было отмечено лишь в 2012 году. Комиссаром национального павильона на 13-й по счету архитектурной выставке в Венеции выступил критик Григорий Ревзин, а кураторами — архитекторы Сергей Чобан (Speech) и опять-таки Сергей Кузнецов, тогда еще партнер Чобана в бюро. Оригинальная инсталляция из панелей с QR-кодами, посвященная масштабному инновационному проекту «Сколково», получила «специальное упоминание жюри».

Российская экспозиции на биеннале 2012 года, куратор Сергей Чобан

Аналогичную награду биеннале с формулировкой «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры» в «копилку нашей сборной» принес и 2014 год: выставочным проектом FairEnough занимались специалисты института «Стрелка». Слово fair в устойчивом английском словосочетании они трактовали не как «справедливо», а как «ярмарка»: таким образом, на полгода российский павильон превратился в «филиал» строительной выставки — с воображаемыми компаниями-продавцами и не менее эфемерными, но весьма символическими товарами и услугами.

Фото экспозиции российского павильона на биеннале 2014 года, кураторы Антон Кальгаев, Дарья Парамонова, Брендан МакГетрик

Кому раздадут дипломы и венецианских львов в 2016 году, мы узнаем совсем скоро, 28 мая. Следите за репортажами на archspeech!