купить
журнал
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале
 
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале

Павильон Испании

Национальную экспозицию, получившую одного из трех «золотых львов» XV архитектурной биеннале в Венеции, кураторы Инакви Карнисеро и Карлос Кинтас поэтично назвали Unfinished, «Неоконченное». Ее основой стали проекты, демонстрирующие актуальные архитектурные стратегии.

UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
1 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui  Carnicero, Carlos  Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
2 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
3 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
4 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
5 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
6 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
7 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
8 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
9 из 66
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
10 из 66
Монастырь Santa María de los Reyes в Севилье
Монастырь Santa María de los Reyes в Севилье
Раздел «Консолидация», авторы проекта MGM Morales de Giles Arquitectos, 1674 кв. м, 2013-2015
11 из 66
Монастырь Santa María de los Reyes в Севилье
Монастырь Santa María de los Reyes в Севилье
Раздел «Консолидация», авторы проекта MGM Morales de Giles Arquitectos, 1674 кв. м, 2013-2015
12 из 66
Re-Habitar, жилой дом с внутренним двором
Re-Habitar, жилой дом с внутренним двором
Раздел «Консолидация», авторы проекта – студенты архитектурной школы университета Кастилья-Ла Манша, 710,46 кв. м, 2015
13 из 66
Re-Habitar, жилой дом с внутренним двором
Re-Habitar, жилой дом с внутренним двором
Раздел «Консолидация», авторы проекта – студенты архитектурной школы университета Кастилья-Ла Манша, 710,46 кв. м, 2015
14 из 66
Re-Habitar, жилой дом с внутренним двором
Re-Habitar, жилой дом с внутренним двором
Раздел «Консолидация», авторы проекта – студенты архитектурной школы университета Кастилья-Ла Манша, 710,46 кв. м, 2015
15 из 66
Пространство Espai Barberi в Жироне
Пространство Espai Barberi в Жироне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – RCR Arquitectes, 2004-2006
16 из 66
Галерея современного искусства в Севилье
Галерея современного искусства в Севилье
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Sol 89, 830 кв. м, 2012-2013
17 из 66
Водохранилище Rei Martí в Барселоне
Водохранилище Rei Martí в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – ARCHIKUBIK, 966,05 кв. м, 2014-2015
18 из 66
Водохранилище Rei Martí в Барселоне
Водохранилище Rei Martí в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – ARCHIKUBIK, 966,05 кв. м, 2014-2015
19 из 66
Водохранилище Rei Martí в Барселоне
Водохранилище Rei Martí в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – ARCHIKUBIK, 966,05 кв. м, 2014-2015
20 из 66
Водохранилище Rei Martí в Барселоне
Водохранилище Rei Martí в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – ARCHIKUBIK, 966,05 кв. м, 2014-2015
21 из 66
Культурный центр Casal Balaguer в Пальма-ди-Майорке
Культурный центр Casal Balaguer в Пальма-ди-Майорке
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Flores & Prats, 3676,22 кв. м, 1996-2015
22 из 66
Культурный центр Casal Balaguer в Пальма-ди-Майорке
Культурный центр Casal Balaguer в Пальма-ди-Майорке
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Flores & Prats, 3676,22 кв. м, 1996-2015
23 из 66
Культурный центр Casal Balaguer в Пальма-ди-Майорке
Культурный центр Casal Balaguer в Пальма-ди-Майорке
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Flores & Prats, 3676,22 кв. м, 1996-2015
24 из 66
Культурный центр Casal Balaguer в Пальма-ди-Майорке
Культурный центр Casal Balaguer в Пальма-ди-Майорке
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Flores & Prats, 3676,22 кв. м, 1996-2015
25 из 66
Музей Пилигримов в Сантьяго-де-Кампостело
Музей Пилигримов в Сантьяго-де-Кампостело
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Manuel Gallego Jorreto, 3500 кв. м, 2008-2012
26 из 66
Старый кинотеатр, переделанный в дом в Риудеколс
Старый кинотеатр, переделанный в дом в Риудеколс
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – Núria Salvadó y David Tapias, 20 кв. м, 2003-2011
27 из 66
Старый кинотеатр, переделанный в дом в Риудеколс
Старый кинотеатр, переделанный в дом в Риудеколс
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – Núria Salvadó y David Tapias, 20 кв. м, 2003-2011
28 из 66
Гостиная в частном доме Susaloon
Гостиная в частном доме Susaloon
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – elii. Uriel Fogué + Eva Gil + Carlos Palacios, 23,5 кв. м, 2014
29 из 66
Гостиная в частном доме Susaloon
Гостиная в частном доме Susaloon
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – elii. Uriel Fogué + Eva Gil + Carlos Palacios, 23,5 кв. м, 2014
30 из 66
Гостиная в частном доме Susaloon
Гостиная в частном доме Susaloon
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – elii. Uriel Fogué + Eva Gil + Carlos Palacios, 23,5 кв. м, 2014
31 из 66
Гостиная в частном доме Susaloon
Гостиная в частном доме Susaloon
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – elii. Uriel Fogué + Eva Gil + Carlos Palacios, 23,5 кв. м, 2014
32 из 66
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – Sauquet Arquitectes i Associats, 2014
33 из 66
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – Sauquet Arquitectes i Associats, 2014
34 из 66
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – Sauquet Arquitectes i Associats, 2014
35 из 66
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – Sauquet Arquitectes i Associats, 2014
36 из 66
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Студия на месте бывшей мастерской на Лейси-стрит в Барселоне
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – Sauquet Arquitectes i Associats, 2014
37 из 66
Галерея современного искусства Carreras-Múgica на месте старого хранилища в Бильбао
Галерея современного искусства Carreras-Múgica на месте старого хранилища в Бильбао
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – estudioHerreros, 900 кв. м, 2013-2014
38 из 66
Галерея современного искусства Carreras-Múgica на месте старого хранилища в Бильбао
Галерея современного искусства Carreras-Múgica на месте старого хранилища в Бильбао
Раздел «Адаптируемость», авторы проекта – estudioHerreros, 900 кв. м, 2013-2014
39 из 66
Павильон San Lucas в Мадриде
Павильон San Lucas в Мадриде
Раздел «Обнаженная суть», авторы проекта – FRPO. Pablo Oriol, Fernando Rodríguez, 110 кв. м, 2013-2014
40 из 66
Павильон San Lucas в Мадриде
Павильон San Lucas в Мадриде
Раздел «Обнаженная суть», авторы проекта – FRPO. Pablo Oriol, Fernando Rodríguez, 110 кв. м, 2013-2014
41 из 66
Двухуровневый бассейн в Мачеде
Двухуровневый бассейн в Мачеде
Раздел «Обнаженная суть», авторы проекта – Pérez Rodríguez, Carlos Mosquera del Palacio, Enrique Iglesias Lima, 2014-2015
42 из 66
Двухуровневый бассейн в Мачеде
Двухуровневый бассейн в Мачеде
Раздел «Обнаженная суть», авторы проекта – Pérez Rodríguez, Carlos Mosquera del Palacio, Enrique Iglesias Lima, 2014-2015
43 из 66
Двухуровневый бассейн в Мачеде
Двухуровневый бассейн в Мачеде
Раздел «Обнаженная суть», авторы проекта – Pérez Rodríguez, Carlos Mosquera del Palacio, Enrique Iglesias Lima, 2014-2015
44 из 66
Школа La Migrosa в Памплоне
Школа La Migrosa в Памплоне
Раздел «Обнаженная суть», авторы проекта – Pereda Pérez Arquitectos. Carlos Pereda Iglesias y Óscar Pérez Silanes, 1629,16 кв. м, 2009-2012
45 из 66
Школа La Migrosa в Памплоне
Школа La Migrosa в Памплоне
Раздел «Обнаженная суть», авторы проекта – Pereda Pérez Arquitectos. Carlos Pereda Iglesias y Óscar Pérez Silanes, 1629,16 кв. м, 2009-2012
46 из 66
Дом в Жироне за 70 тысяч евро
Дом в Жироне за 70 тысяч евро
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Anna & Eugeni Bach, 90 кв. м, 2007
47 из 66
Дом в Жироне за 70 тысяч евро
Дом в Жироне за 70 тысяч евро
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Anna & Eugeni Bach, 90 кв. м, 2007
48 из 66
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – H arquitectes, 673 кв. м, 2010-2014
49 из 66
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – H arquitectes, 673 кв. м, 2010-2014
50 из 66
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – H arquitectes, 673 кв. м, 2010-2014
51 из 66
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – H arquitectes, 673 кв. м, 2010-2014
52 из 66
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Дом в проулке между двумя улицами 1014 в Барселоне
Раздел «Переоценка», авторы проекта – H arquitectes, 673 кв. м, 2010-2014
53 из 66
Новый вход и лифт в исторический центр Жиронеллы
Новый вход и лифт в исторический центр Жиронеллы
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Carles Enrich arquitectura + urbanismo, 2013-2015
54 из 66
Новый вход и лифт в исторический центр Жиронеллы
Новый вход и лифт в исторический центр Жиронеллы
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Carles Enrich arquitectura + urbanismo, 2013-2015
55 из 66
Новый вход и лифт в исторический центр Жиронеллы
Новый вход и лифт в исторический центр Жиронеллы
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Carles Enrich arquitectura + urbanismo, 2013-2015
56 из 66
Новый вход и лифт в исторический центр Жиронеллы
Новый вход и лифт в исторический центр Жиронеллы
Раздел «Переоценка», авторы проекта – Carles Enrich arquitectura + urbanismo, 2013-2015
57 из 66
Муниципальный центр здоровья 3X1 / 3 в Мадриде
Муниципальный центр здоровья 3X1 / 3 в Мадриде
Раздел «Руководство к действию», авторы проекта – Entresitio, 1922,63 кв. м, 2005-2007
58 из 66
Муниципальный центр здоровья 3X1 / 3 в Мадриде
Муниципальный центр здоровья 3X1 / 3 в Мадриде
Раздел «Руководство к действию», авторы проекта – Entresitio, 1922,63 кв. м, 2005-2007
59 из 66
Фото из серии Aquitectura y resistencia
Фото из серии Aquitectura y resistencia
60 из 66
Фото из серии Aquitectura y resistencia
Фото из серии Aquitectura y resistencia
61 из 66
Фото из серии Re-edificatoria
Фото из серии Re-edificatoria
62 из 66
Фото из серии Re-edificatoria
Фото из серии Re-edificatoria
63 из 66
Фото из серии Spanish Dream
Фото из серии Spanish Dream
64 из 66
Фото из серии Spanish Dream
Фото из серии Spanish Dream
65 из 66
Фото из серии Spanish Dream
Фото из серии Spanish Dream
66 из 66
1 / 66

Увеличить
UNFINISHED. Кураторы Iñaqui Carnicero, Carlos Quintáns
Павильон Испании на XV биеннале в Венеции
©Fernando Maquieira

Каждая стратегия получила емкое название: «Консолидация», «Переоценка», «Адаптируемость», «Опустошение», «Нагромождение», «Заполнение», «Переназначение», «Руководство к действию», «Покрытие». И каждую иллюстрирует ряд проектов от испанских архитекторов — из тех 55, что кураторы отобрали среди 550 заявок.

Масштаб не имел значения: во главе угла была именно стратегия. С некоторыми из них мы хорошо знакомы. Например, «Переназначение» — ни что иное, как проекты редевелопмента промзон, которые любят при этом наделять культурной функцией. Сделал общественно-культурный центр с постоянной программой мероприятий — и тут же народ пошел, и промышленный район ожил. Основных вызова два: произвести трансформацию с минимальными сроками и бюджетом — и как можно быстрее донести известие о ней до публики.

Фабрика Irazábal-Matiko, Suárez Santas ArquitectosФабрика Irazábal-Matiko, Suárez Santas Arquitectos

Показателен в этом плане проект для здания фабрики IRAZABAL, расположенной в районе Матико в Бильбао: это совсем недалеко от исторического центра, так что шансы на успешную джентрификацию велики. Чтобы «перепрограммирование» прошло быстрее и эффективнее, архитекторы Suarez Santas Arquitectos предложили навесить на кирпичную постройку дискретный фасад из стальных направляющих: подобные используются для возведения перегородок. Для большей эстетичности примерно на 1 км профилей нанесли прочное гальваническое покрытие — в итоге новый фасад обошелся всего в 10 000 евро (28,4 евро за квадратный метр).

Блестящие ламели сразу стали бросаться в глаза — особенно после того, как под ними незаметно, в течение нескольких дней испорченные фасадные панели заменили на новые и провели разноцветную диодную подсветку. С другой стороны, достаточно расстояние между профилями позволяет видеть происходящее внутри — фасад получает статус «медиа», через которое здание сообщает прохожим о своей новой функции.

«Переоценка» — то, что у нас официально называют «реконструкция с приспособлением»: в эту группу попали проект культурного центра в Пальма-ди-Майорка, в который архитекторы Flores&Prats переделали дворец XIV века, и водохранилище Rei Martí, не так давно — и совершенно случайно — обнаруженное под домом Торре Бельесгуард Антонио Гауди в Барселоне. Архитекторы бюро Archikubik бережно укрепили кирпичные колонны и своды, и теперь пространство в 600 квадратных метров открыто для публики.

Подземное водохранилище Rei Martí в Барселоне, ARCHIKUBIKПодземное водохранилище Rei Martí в Барселоне, ARCHIKUBIK

Все эти проекты так или иначе переосмысливают последствия «кризиса строительного производства». А поэтическое название «Неоконченное» — из-за того, что в фокусе оказались реновации исключительно зданий «с изъяном»: тут в последний момент сократили смету, здесь запустили, потому что никому не было дела до развалин, а там вроде бы построили заново, но так и не открыли/не заселили, как задумывалось изначально. По словам членов жюри, вручавших почетную награду, их впечатлил именно точный выбор проектов.

Однако они наверняка отметили и то, как концепцию «незавершенности» поддерживает само оформление павильона: прямо в центр главного зала поместили конструкцию из тех самых металлических профилей — такие только гипсокартоном обшивать. Однако вместо этого в них фрагментарно вставили фотографии — архитектурные визуализированные истории от 7 разных фотографов. Идеология все та же: архитектура, пережившая кризис, но выстоявшая и заслужившая перерождение. Николас Комбарро (Nicolás Combarro) в серии «Архитектура и сопротивление» (Aquitectura y resistencia) запечатлел строения, которые не просто чудом сохранились, но и, кажется, чудом возникли, и ореол восхитительного несоответствия месту и времени возводит их в ранг «великомучеников». Их, продолжая религиозную терминологию, новая жизнь ждет только в ином мире.

Фото из серии Aquitectura y resistencia ©Nicolas Combarro

Фото из серии Re-edificatoria ©Adria GoulaФото из серии Aquitectura y resistencia © Nicolas Combarro

Адрия Гула (Adrià Goula) зафиксировала вид зданий как раз на этапе перехода — перед тем как два мира столкнутся. Неважно, о чем речь, — о реконструкции, возведении пристройки или полной перестройке от фундамента до крыши: когда в одной точке пространства и времени встречаются процессы разрушения и созидания, установки и разбирания по частям, неизбежно происходит «взрыв». Порой совсем не мета-, а самый что ни на есть физический. Но его последствия по завершении работ никто никогда не сможет обнаружить — если только фотограф не увековечит их своей камерой. И что самое невероятное — в такие моменты в этих зданиях, переживающих одновременно смерть и рождение, живут довольно будничной жизнью люди — спят, едят, влюбляются и мечтают. Об этом — еще один фотопроект «Испанская мечта» (Spanish dream) команды фотографов Cadelasverdes.

Вышеупомянутым архитектурным проектам, позитивным образом осуществляющим «перезагрузку», отданы все стены павильона по периметру. Их насущной необходимостью и благодарностью авторам после просмотра фотовыставок проникаешься еще острее. Сопоставить свои ощущения с мыслями других неравнодушных предоставляется возможность в последней комнате павильона, где на экранах транслируются короткие видеоинтервью. Архитекторы, директоры мировых музеев и деканы известнейших европейских и американских университетов, в которых сегодня обучают архитектурной профессии, рассуждают об архитектуре Испании.

Фото из серии Spanish Dream, авторы Cadelasverdes (Ana Amado, Marta Marcos, Luz Paz)Фото из серии Spanish Dream, авторы Cadelasverdes (Ana Amado, Marta Marcos, Luz Paz)

Однако по-настоящему завершенным и цельным эту по определению незавершенную экспозицию делает еще одна ее часть — 12 конкурсных проектов-фантазий. Из 108 студенческих работ Инакви Карнисеро и Карлос Кинтас выбрали 8 победителей и 4 лауреата. Одни фантазируют о том, как оживить двор большого бизнес-центра после пожара, другие — предлагают планы по реанимированию руин. И пусть жилищный пузырь в Испании лопнул — пузырь равнодушия постигла та же судьба. Каждый из авторов-конкурсантов в течение биеннале будет публично защищать свой проект. Ведь раз «Неоконченное» — значит, продолжение следует.

Смотрите в нашей галерее в верху страницы подборку фотографий павильона, 18 самых интересных проектов и подборку из фотовыставок.