купить
журнал
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале
 
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале

Павильон Японии

На биеннале со слоганом «Репортаж с фронта» тема «современных коммуналок» — в разгар жилищного кризиса, охватившего весь мир, — была предсказуемо популярной. Однако, с точки зрения международного жюри, лучше всех ее раскрыли кураторы павильона Японии — несмотря на то, что в экспозиции «ЭН: искусство связей» эта тема была далеко не единственной.

EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
1 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
2 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
3 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
4 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
5 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
6 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
7 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
8 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
9 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
10 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
11 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
12 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
13 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
14 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
15 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
16 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
17 из 18
EN: Art of Nexus
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
18 из 18
1 / 18

Увеличить
EN: Art of Nexus
Экспозиция Японии на XV архитектурной биеннале в Венеции. Куратор Ёшиюки Ямана (Yoshiyuki Yamana)
Andrea Avezzi

После землетрясения 2011 года для Японии наступил непростой период. Солнце взошло, но зашло за тучи. Высокий экономический рост, сопровождавший послевоенную эпоху, стал не более чем главой учебника истории. Туда же — в хрестоматии для историков и искусствоведов — переместились архитектурные шедевры, построенные в золотой век японского модернизма: все то, что страна показывала в своем павильоне на биеннале 2014 года, под кураторством Рема Колхаса.

В современной Японии постепенно набирают силу идеи неолиберализма, пропагандирующего свободную конкуренцию: в этой парадигме каждый становится не более (и не менее) чем индивидуальным предпринимателем, и не может быть иных социальных отношений между людьми, кроме рыночных. На этом фоне японская молодежь, ко всему прочему сильнее всего страдающая от хронической безработицы, сформировала главную «группу риска», внутри которой день от дня растут материальное неравенство и бедность, а вместе с ними — разочарование и отчаяние.

Апартаменты в Йокогаме © Koichi TorimuraАпартаменты в Йокогаме © Koichi Torimura

Лагерь Umaki © Yoshiro MasudaЛагерь Umaki © Yoshiro Masuda

С другой стороны, сегодняшний день характеризуется целым рядом новых примет, которые мастерам модернизма и не снились. Это и популяризация интернета, и масса других технологических разработок. Чтобы исследовать, каким образом меняется архитектура в соответствии с новыми вызовами и возможностями, куратор Ёшиюки Ямана обратился к работам молодых архитекторов — тех, кто борется за выживание прямо сейчас: и за собственное в условиях экономического кризиса, и за новое поколение японцев в целом. Это и не модернизм и не постмодернизм, а нечто новое, что, возможно, в самом ближайшем будущем кардинально повлияет на японскую архитектуру, причем как внешне, так и конструктивно.

Экспозиция названа японским словом «эн»: оно означает и всевозможные связи между людьми, и, в то же время, переводится как «край» или «граница» — намек на пресловутую «линию фронта». И таких «границ» наиболее ожесточенных «боев» в японском павильоне целых четыре.

Первая — та, за которую национальный павильон Японии, собственно, и заработал специальное упоминание жюри. Представленные в этой части экспозиции «современные коммуналки» создаются для семей новой формации, возникших под влиянием уже упоминавшегося плачевного финансового положения молодежи и разрушенного мифа о том, как счастливо может жить в мегаполисе семья традиционного типа.

Дом в Комазава-парке © Koichi TorimuraДом в Комазава-парке © Koichi Torimura

В новой семье отношения построены на принципе sharing — разделения: взглядов, ценностей, образа жизни — и квадратных метров. Члены находят друг друга в социальной сети, связанной с базой пустующих домов. В итоге формируется мини-сообщество со схожими интересами, которое «сквотирует» то или иное здание и превращает его в подобие дома-коммуны. В Москве такие тоже встречаются — правда, чаще все же многокомнатные квартиры, а не дома.

Но главное отличие японских коммун — в практическом отсутствии приватных пространств. Никаких вам тут обособленных модернистских ячеек: компактные помещения перетекают одно в другое, давая возможность жильцам наблюдать друг за другом в самых разных бытовых ситуациях. Ведь они — идеально подобранные соседи, так что им нечего скрывать — и нечего делить. Они все уже давно разделили — причем без остатка для себя любимых.

К слову, понаблюдать за жильцами коммун в «самых разных бытовых ситуациях» могут и посетители выставки, заглянув в миниатюрные окна домов-макетов, на стены которых проецируются изображения, имитирующие смену сезонов. Макеты проработаны настолько детально, что сознание формирует образы мгновенно и без труда: вот на этом диване явно спит музыкант-гитарист, а рядом с ним — начинающий модельер. Можно даже на короткое время самому стать «добрососедом» — вдоль одной из стен павильона часть так называемого «дома для семерых» воссоздана в масштабе 1:1.

Дом для семерых © Sadao Hotta Дом для семерых © Sadao Hotta 

Японцы, как обычно, отличились очень технологичной и архитектурной подачей материала. Социальную и где-то философскую тему биеннале очень многие «отрабатывают» планшетами с пространными текстами. Но только не японцы: еще две темы, затронутые в павильоне, — связанные друг с другом «сокращение объемов строительства» и «обновление существующих построек», — они раскрывают с помощью макетов и реальных образцов вторично переработанных материалов. Знакомый путь продления жизни зданий через реконструкцию в Японии опять-таки имеет свои особенности: так как речь идет прежде всего о зданиях домодернистской эры, то в центре внимания оказывается деревянная архитектура.

Ну, а последняя, четвертая «линия фронта» проходит между городом и деревней. Будучи не в состоянии остановить бурный приток людей в мегаполисы (да и кому это сегодня под силу!), японцы придумывают способы заставить хотя бы тоненькую «струйку» течь в обратном направлении. Например, действуют через руководства крупных компаний, и те для строительства своих штаб-квартир выкупают участки земли в какой-нибудь живописной сельской местности. Одновременное нахождение на лоне природы и в зоне быстрого вайфая — что еще нужно современному человеку для комфортной работы и отдыха! Тут же, рядом с офисом, возводятся гостевые дома — такие точечные «десанты» горожан в деревни японцы называют «креативной стратегией сокращения городского населения».

Дом 15A © Takeshi YAMAGISHIДом 15A © Takeshi Yamagishi

Офис ENGAWA в Камияме © Satoru Ito ArchitectsОфис ENGAWA в Камияме © Satoru Ito Architects

Обеим сторонам, впрочем, приходится несладко. В отличие от соседей по дому-коммуне, у жильцов городов и деревень совершенно разный образ жизни. Однако и с этим архитекторы «борются»: в представленном на видео в павильоне офисе, рассчитанном примерно на 200 человек, практически все стены сделаны прозрачными — с тем, чтобы представители обоих «лагерей» могли свободно видеть друг друга. Чтобы постепенно убедиться в том, что разница между ними не так уж велика. И если привлечение местных жителей к строительству — дань пресловутому рынку и неолиберализму, то прозрачное взаимодействие через стекло уже гораздо ближе к тому, что мы привыкли называть нормальными человеческими отношениями.