купить
журнал
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале
 
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале

Павильон России

Разгоревшиеся споры о российской экспозиции V.D.N.H. URBAN PHENOMENON — причем именно среди соотечественников — лишний раз подтвердили, что кураторы с темой отнюдь не прогадали, как думают многие. Она обозначила собой ту линию фронта, где одними только архитектурными средствами не победить.

V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. 3D-копия горельефа Евгения Вучетича «Знаменосцу мира – советскому народу слава!», в течение 40 лет считавшегося утерянным, но найденного при реконструкции павильона «Центральный» на ВДНХ в 2014 году. В некотором роде – символ всех процессов, которые там сейчас происходят.
1 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции
2 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Крипта» с копиями самых знаковых архитектурных элементов и скульптур с территории ВДНХ
3 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Крипта» с копиями самых знаковых архитектурных элементов и скульптур с территории ВДНХ
4 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Крипта» с копиями самых знаковых архитектурных элементов и скульптур с территории ВДНХ
5 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Крипта» с копиями самых знаковых архитектурных элементов и скульптур с территории ВДНХ
6 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Крипта» с копиями самых знаковых архитектурных элементов и скульптур с территории ВДНХ
7 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
8 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
9 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
10 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
11 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
12 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
13 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
14 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
15 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
16 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. Зал «Открытие» – про настоящее ВДНХ, запечатленное в двух видео. В первом, транслируемом на потолочный купол, собраны характерные орнаменты и узоры. Второе снималось почти в течение года камерами, рассредоточенными по всей территории, выхватывая то взлетающую со шпиля птицу, то броуновское движение катающихся на льду.
17 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Кабинет исследователя» – уникальный архив материалов, так или иначе связанных с ВДНХ или же персонажами, которые принимали непосредственное участие в создании ансамбля Всероссийской выставки. Документы собрал и каталогизировал Павел Нефедов, после завершения биеннале все 48 «книг» приедут в Москву и будут доступны в одном из павильонов ВДНХ.
18 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Кабинет исследователя» – уникальный архив материалов, так или иначе связанных с ВДНХ или же персонажами, которые принимали непосредственное участие в создании ансамбля Всероссийской выставки. Документы собрал и каталогизировал Павел Нефедов, после завершения биеннале все 48 «книг» приедут в Москву и будут доступны в одном из павильонов ВДНХ.
19 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Кабинет исследователя» – уникальный архив материалов, так или иначе связанных с ВДНХ или же персонажами, которые принимали непосредственное участие в создании ансамбля Всероссийской выставки. Документы собрал и каталогизировал Павел Нефедов, после завершения биеннале все 48 «книг» приедут в Москву и будут доступны в одном из павильонов ВДНХ.
20 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Кабинет исследователя» – уникальный архив материалов, так или иначе связанных с ВДНХ или же персонажами, которые принимали непосредственное участие в создании ансамбля Всероссийской выставки. Документы собрал и каталогизировал Павел Нефедов, после завершения биеннале все 48 «книг» приедут в Москву и будут доступны в одном из павильонов ВДНХ.
21 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Кабинет исследователя» – уникальный архив материалов, так или иначе связанных с ВДНХ или же персонажами, которые принимали непосредственное участие в создании ансамбля Всероссийской выставки. Документы собрал и каталогизировал Павел Нефедов, после завершения биеннале все 48 «книг» приедут в Москву и будут доступны в одном из павильонов ВДНХ.
22 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Кабинет исследователя» – уникальный архив материалов, так или иначе связанных с ВДНХ или же персонажами, которые принимали непосредственное участие в создании ансамбля Всероссийской выставки. Документы собрал и каталогизировал Павел Нефедов, после завершения биеннале все 48 «книг» приедут в Москву и будут доступны в одном из павильонов ВДНХ.
23 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Лаборатория будущего» рассказывает о том, что может ждать ВДНХ в будущем, – устами студентов, а также известных архитекторов и культурологов из разных стран.
24 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Лаборатория будущего» рассказывает о том, что может ждать ВДНХ в будущем, – устами студентов, а также известных архитекторов и культурологов из разных стран.
25 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Лаборатория будущего» рассказывает о том, что может ждать ВДНХ в будущем, – устами студентов, а также известных архитекторов и культурологов из разных стран.
26 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Лаборатория будущего» рассказывает о том, что может ждать ВДНХ в будущем, – устами студентов, а также известных архитекторов и культурологов из разных стран.
27 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Лаборатория будущего» рассказывает о том, что может ждать ВДНХ в будущем, – устами студентов, а также известных архитекторов и культурологов из разных стран.
28 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. «Лаборатория будущего» рассказывает о том, что может ждать ВДНХ в будущем, – устами студентов, а также известных архитекторов и культурологов из разных стран.
29 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции
30 из 31
V.D.N.H. Urban Phenomenon
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Павильон России в садах Жардини в Венеции
31 из 31
1 / 31

Увеличить
V.D.N.H. Urban Phenomenon
Экспозиция России на XV архитектурной биеннале в Венеции. 3D-копия горельефа Евгения Вучетича «Знаменосцу мира – советскому народу слава!», в течение 40 лет считавшегося утерянным, но найденного при реконструкции павильона «Центральный» на ВДНХ в 2014 году. В некотором роде – символ всех процессов, которые там сейчас происходят.
© Василий Буланов

Действительно, тема ВДНХ на общем фоне кажется если не «феноменальной», то как минимум оригинальной: пока другие показывают, как решают жилищный кризис или выстраивают отношения с беженцами, Россия рассказывает о территории, которая, на первый взгляд, с бедственным положением никак не ассоциируется и глобальных социальных задач не решает. ВДНХ вообще за рубежом знают плохо — при том, что по своей архитектурной и исторической значимости это действительно выдающееся явление («городской феномен», как и было сказано в названии экспозиции биеннале). Поэтому всесторонний рассказ об этом ансамбле — это то, с чего начинается выставка, как впечатляющее вступление ко всему последующему.

Павильон РоссииПервый зал

Под звуки «Праздничной увертюры» Шостаковича, написанной специально для открытия ВДНХ (и под нее же теперь московский мэр Сергей Собянин торжественно включает фонтан Дружбы Народов) в первом зале павильона демонстрируется видео о десяти ключевых вехах истории Выставки достижений. На короткой стене — проекция утерянного — и счастливо найденного — горельефа Вучетича. Он вместе со следующим «музейным» залом («Криптой»), где собраны реплики интересных артефактов, призван продемонстрировать очередную сторону феномена ВДНХ: в отличие от прочих выставочных или досуговых парков она обладает самостоятельной художественной ценностью, которую мы должны уважать и сохранять.

Темнота по задумке кураторов тоже символична. Хотя, в сочетании с патетическими музыкальными пассажами не затемняет (и тем более не очерняет) советское и постсоветское прошлое, а, скорее, еще больше высветляет пока еще туманное будущее.

Павильон России

Павильон РоссииМузейный зал

Переход к нему из прошлого — к свету из тьмы — как и хотели авторы, ощущается физически: впервые в истории первый и второй уровень павильона соединились, и теперь экспозиции этажей плавно переходят друг в друга через спиралеобразную лестницу, рассказывая непрерывную историю. Наверху нарочито много света и красок: на потолочном куполе сменяют друг друга изображения орнаментов, которыми богат архитектурный декор ВДНХ, а на стены вокруг транслируется 12-минутный нарез из кадров, снимавшихся на территории площадью более 300 га с разных точек в течение многих месяцев.

Павильон России

Павильон РоссииЗал «Открытие»

Этот зал «Открытие» — целиком про настоящее: как реставрируются павильоны, как катаются на велосипедах и коньках, как едят мороженое из новеньких ларьков, как ходят на выставки и бесплатные лекции, как кормят кроликов и играют свадьбы. Здесь тоже звучит особая музыка, специально написанная уже современным композитором (из группы Tanatos Banionis), а главное — исполненная без инструментов, исключительно людскими голосами. Что символизирует человечность места, как пояснил на открытии павильона его куратор, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. А сокуратором вполне логично выступила директор ВДНХ — Екатерина Проничева. Кто, как не они должны лучше других знать о том, что ждет территорию выставки в будущем?Павильон РоссииЗал «Лаборатория будущего»

Комната под названием «Лаборатория будущего» в самом деле оказывается несущей чуть ли не самую большую смысловую нагрузку (хотя по ее размерам этого не скажешь). Но прежде рекомендуем заглянуть в другое боковое помещение, тоже по-своему «феноменальное». «Кабинет исследователя» — это, помимо пространной графики Алексея Резвого (студента Академии), — уникальная библиотека, спрятанная в торцевом стеллаже. Первое впечатление бутафории обманчиво (хотя многие, к сожалению, наверняка ему поддадутся): 48 книг — результат исследований, собравших и рассортировавших по темам открытки, плакаты, статьи — все когда-либо напечатанное, связанное с ВДНХ и ее создателями. В частности, собраны материалы «по делу» Вячеслава Олтаржевского — первого главного архитектора ВДНХ (тогда еще ВСХВ). В разгар строительства его обвинили во «вредительстве», на 4 года сослали в лагеря и изменили проекты некоторых построек. Однако сам план выставки, разработанный Олтаржевским, был осуществлен в изначальном виде. И вот именно этой «жесткой основе» — «материнской плате», на которую можно инсталлировать то, что нужно в данный момент, — посвящена последняя комната, «Лаборатория будущего».

Сами кураторы рекомендуют на конец оставлять «Кабинет исследователя» — чтобы найти там ответы на накопившиеся по ходу осмотра вопросы о ВДНХ. Но, во-первых, русский — основной язык собранных архивов — знают далеко не все посетители. А во-вторых, как ни странно, вопросы накапливаются прежде всего не собственно о ВДНХ, а о том, почему же и как она идеологически стала «полем битвы» и «линией фронта»? За что здесь сейчас ведется борьба? Ответ пытливый зритель найдет как раз в «Лаборатории».

Павильон РоссииЗал «Лаборатория будущего»

Проект Екатерины Гончаровой, выпускницы Высшей школы урбанистики им. А.А. ВысоковскогоПроект Екатерины Гончаровой, выпускницы Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского

Проект Рукасандры Ианку-Братосин, выпускницы IAAC

Самую большую ее стену занимает вышеупомянутая «материнская плата»: план ВДНХ, где здания-микрочипы соединяются дорогами-циклами. На этот «хард» теоретически можно установить любой «софт» и перепрограммировать произвольным образом. Каким — рассказывает противоположная стена c проектами международной команды студентов, разработанными в результате совместного воркшопа Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ при поддержке Института передовой архитектуры Каталонии (IACC). В этих проектах ВДНХ превращается то в гигантский университетский кампус, то в территорию Международной московской арт-биеннале — альтернативу венецианской (сущностное сходство ВДНХ с Жардини в этом году не отметил только ленивый). В наиболее же утопических версиях жизнь на ВДНХ переносится с земли на крыши, потому что основным видом транспорта становится воздушный. А потом человечество и вовсе гибнет, и тогда постапокалиптическим ВДНХ завладевают в одном из вариантов машины, а в другом — дикая природа.

Схожего рода абстрактные рассуждения о том, чем могла бы стать территория, подобная ВДНХ, можно услышать и в коротких видео-интервью архитекторов и культурологов. Но основная задача «Лаборатории» в другом: заставить посетителя взглянуть на ВДНХ шире, увидеть картину сверху, как археолог Мария Райхе с тизера биеннале, заявленного Аравеной.

Проект Натальи Чернобровой, студентки Высшей школы дизайна НИУ ВШЭПроект Натальи Чернобровой, студентки Высшей школы дизайна НИУ ВШЭ

Работа Хуана-Диего Рамиреза Леона, студента IAACРабота Хуана-Диего Рамиреза Леона, студента IAAC

Павильон РоссииЗал «Кабинет исследователя»

Образ лестницы, которая должна в этом помочь, в российском павильоне тоже играет центральную роль: чтобы проторить путь из прошлого в будущее, часть перекрытия между опорными колоннами заменили на каркасную конструкцию, облицованную МДФ-панелями (подумывают о том, чтобы так и оставить). Но эту же операцию можно рассматривать не как организацию подъема, а как демонстрацию того самого метода «перепрограммирования» — наполнения старой основы новыми смыслами.

В текстах на стенах «Лаборатории» напоминают о Льве Толстом, который делил все сущности на «определяемые формой» и «определяемые содержанием». С архитектурой сложнее: на стадии проектирования вроде бы «форма следует за функцией», а потом они запросто могут поменяться ролями или существовать независимо друг от друга. Но «содержание» при этом будет оказывать на свое окружение неизмеримо большее социальное влияние, чем «форма», утверждает кураторский манифест. Наглядный пример — как раз ВДНХ: к форме никаких претензий нет, но и воспоминания о советском прошлом еще свежие, и рыночная атмосфера, царившая там последние годы, скорее отталкивала людей, чем притягивала.

Павильон РоссииЗал «Кабинет исследователя»

Чудо перепрограммирования должно заключаться в избавлении от всех «отягощающих обстоятельств». То есть наша экспозиция про то, что путь России — не разрушать, а развивать и совершенствовать. Адекватно оценивать свое прошлое и органично встраивать его в базис своего будущего. За возможность идти по этому пути мы и боремся — и это самая что ни на есть глобальная социальная задача, решение которой лежит не только в архитектурной, но и всех возможных сопряженных с человеческой природой областях.

Потому что, как справедливо заметил Сергей Кузнецов на открытии, линия фронта проходит внутри каждого из нас. Это мы должны перестать бояться призраков. Это мы, если нужно, должны быть готовы сделать полный «апгрейд» и «перепрошивку». Чтобы нам уже не казалось, что обилие советской символики — это обязательно ода тоталитаризму. Чтобы осознали раз и навсегда: даже если произведение искусства создано идеологически не в «то» время — это вовсе не повод его уничтожить.

Для вашей системы доступно обновление. Загрузить его прямо сейчас?