купить
журнал
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале
 
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале

Павильон Перу

Еще одно специальное упоминание жюри венецианской биеннале 2016 года заслужила экспозиция, посвященная тому, как архитектура спасет мир.

Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
1 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
2 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
3 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
4 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
5 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
6 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
7 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
8 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
9 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
10 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
11 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
12 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
13 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
14 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
15 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
16 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
17 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
18 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
19 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
20 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
21 из 22
Plan Selva
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
22 из 22
1 / 22

Увеличить
Plan Selva
Экспозиция Перу на XV архитектурной биеннале в Венеции. Авторы Barclay&Crousse
Mauro Romanzi

На самом деле спасать собираются Амазонию, значительная часть которой находится как раз на территории Перу. Но нельзя недооценивать значение амазонских дождевых лесов для всей экосистемы нашей планеты. По некоторым подсчетам когда-то здесь обитало почти треть всех существующих на Земле видов организмов — чем не «полуфабрикат» Ноева ковчега, который в преддверии экологической катастрофы неплохо бы уже начать формировать? Но в результате планомерного уничтожения лесов (на 70% за последние 50 лет!) многие растения и насекомые погибли, а сам процесс вырубки добавил немало «масла» (углекислого газа) в «жерло» парникового эффекта, грозящего всем нам необратимыми изменениями климата.

Фотография ребенка, автор Musuk Nolte

Так что это тот случай, когда щепки летят во все стороны и на большие расстояния. А все потому, что Амазония — чаша, наполненная природными богатствами до краев и даже кому-то ошибочно кажущаяся бездонной, — всегда была лакомым куском южноамериканского пирога, которую европейцы тщетно пытались покорить и сделать частью своего «цивилизованного мира».

Фотография ребенка, автор Musuk Nolte

Навязанному извне Амазония сопротивлялась всеми силами. Коренное население столетиями хранило традиции и обычаи жизни на этой территории — прокрустово ложе прозападного подхода никак не могло их вместить и переосмыслить. В процессе «освоения» бассейна Амазонки местных индейцев нещадно эксплуатировали, вынуждали покидать насиженные земли предков, насаждали чуждую культуру через образование. Результат такой политики иначе как плачевным назвать нельзя: хрупкая экосистема подорвана, коренное население по-прежнему считается самым бедным в стране и по-прежнему почти не умеет читать и писать — даже толком не говорит на испанском.

Модульная система для строительства сотен школ

Варианты конфигураций архитектурных модулей

В какой-то мере это и неудивительно: дорога от дома до школы у жителя Амазонии занимает в среднем 5 с половиной часов! Мало того, половину из действующих школ затапливает, вторая половина нуждается в срочном ремонте и лишь в 15% есть вода, электричество и канализация.

Иллюстрация того, как новые школы адаптируются к наводнениям

Чудо в том, что, несмотря на все это, мудрость и знания тех, кто жил здесь испокон веков, помогла горстке людей, находящихся за чертой бедности, сохранить свои леса, озера и реки, свой язык и культуру, бережное отношение к окружающей среде и навыки поддерживать здесь природный баланс. В очередной раз проанализировав ситуацию, государство Перу наконец решило зарыть топор войны и помочь амазонским индейцам и их культуре не только выжить, но продолжить развиваться и набрать силу.

Фото строящейся школы в Пукальпе, фото Verónica Lanza, Courtesy Ministry of Education

Проект под кодовым названием «План Сельва» (Plan Selva) должен в корне изменить систему образования: во-первых, сделать его доступным, а во-вторых — разработать уникальную программу, в которой современные и древние знания амазонских индейцев будут органично сочетаться. Перуанцы и сами рассчитывают многому научиться: например, как использовать ресурсы здешних земель таким образом, чтобы сохранялось равновесие. А то, что знают местные жители о растениях, в том числе съедобных и лекарственных, обещает совершить прорыв в медицине и диетологии.

Построенная школа в Мадре-де-Диас, фото Verónica Lanza, Courtesy Ministry of Education

Впрочем, успех всего плана, утвержденного чуть более года назад, в значительной степени зависит от его первой части. А она решена исключительно архитектурными средствами: команда молодых архитекторов католического университета Перу под руководством Элизабет Ананьос разработала модульные проекты школ, которые можно приспосабливать к индивидуальным педагогическим требованиям, различным топографическим условиям и разному количеству жителей. И этим школам, во-первых, не страшны наводнения, а во-вторых, проект предполагает активное участие в строительстве местных сообществ, задавая тему для мультикультурного диалога, которая, в кои веки, интересна обеим сторонам.

План павильона Перу на биеннале 2016 года, Barclay&Crousse

Экспозиция павильона, повествуя о беспрецедентной инициативе, через визуальные образы отправляет посетителя прямо туда — в перуанскую Амазонию, страну влажных лесов и непроходимых тропических зарослей. Авторы экспозиции — архитекторы Сандра Барклай и Жан-Пьер Крус (Sandra Barclay, Jean Pierr Crousse) — придумали протянуть через весь павильон черную ленту. Она подвешена на деревянном каркасе и постоянно едва заметно колышется, символизируя одновременно саму реку Амазонку и уязвимость баланса эко-системы. На ленте напечатаны силуэты аутентичных растений и детские лица — серию снимков местных жителей сделал фотограф Мушук Нольте.

Разрез павильона Перу на биеннале 2016 года, Barclay&Crousse

Если «плыть по течению», то попадаешь в зал с подробными планами и проектами школьных зданий. Здесь же можно ознакомиться с сутью программы и посмотреть два коротких фильма об Амазонии и о том, как шло строительство первых школ «Плана Сельва» — реакция детей на новое место учебы, оборудованное всем необходимым и даже сверх того, впечатляет и вдохновляет. Вдохновляет еще больше на фоне того, что скрывается за поворотом: свисающая «гроздь» столов и стульев, собранные по старым школам региона, напоминает о тех ужасных условиях, в которых в Амазонии учителя и ученики вынуждены общаться в данный момент. В подвешенном состоянии мебели тоже видится некий смысл — намек на необходимость балансировать на грани, когда в любой момент страховочная нить может оборваться. Гораздо надежнее держаться за белый флаг перемирия — и кто бы подумал, что таким флагом может выступать архитектура.