купить
журнал
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале
 
«Репортаж с фронта»: XV Венецианская архитектурная биеннале

Куратор биеннале

Начиная с 1998 года у биеннале есть собственный совет директоров во главе с президентом. Именно они назначают кураторов и жюри, которое впоследствии выбирает победителей — обладателей «золотых львов», «серебряных львов» и «специальных упоминаний».

Ричард Бардетт, куратор биеннале 2006 года

В предыдущие годы кураторами становились известные архитекторы, архитектурные критики и урбанисты. Первых представляли Витторио Греготти (1980, 1894), Альдо Росси (кураторствовал три раза подряд — в 1986, 1988 и 1990-м), Ханс Холляйн (1996), Массимилиано Фуксас (2000), Дэвид Чипперфильд (2012), Рем Колхас (2014). Среди критиков чести удостоились Паоло Портогези (1992), Дейан Суджик (2002) и Аарон Бецки (2008), а куратором биеннале 2006 года стал ученый-урбанист Ричард Бардетт.

Особо хочется отметить и куратора 2010 года — японку Кадзуйо Седзима. Это пока что единственный случай в истории биеннале, когда куратором стала женщина. А другая немаловажная деталь связывает Седзима с чилийцем Алехандро Аравеной — куратором XV выставки: и та, и другой в течение одного года умудрились не только возглавить биеннале в Венеции, но и получить престижнейшую для архитекторов премию Притцкера.

Кадзуйо Седзима, единственная женщина – куратор архитектурной биеннале

В случае 49-летнего Аравены причиной такого триумфа стал тот факт, что, благодаря своим проектам за последнее время — в частности, направленным на ликвидацию последствий землетрясения в родном Чили 2010 года, после которого два миллиона человек остались без крова, — архитектор стал «символом возрождения социально направленной архитектуры». А на рубеже тысячелетий именно связь между архитектурой и социумом мы, сами того не заметив, утратили.

«Несколько предыдущих экспозиций на биеннале только и делали, что показывали несостоятельность нашего настоящего, в котором пропасть между архитектурой и гражданским обществом непрерывно растет, — отмечает в своем вступительном слове к XV биеннале президент Паоло Баррата. — На этот раз нам был хотелось более подробно исследовать, существуют ли в современной архитектуре тренды, двигающиеся в другом направлении — к обновлению; мы ищем обнадеживающие посылы».

Алехандро Аравена, куратор XV биеннале архитектуры 2016 года

На этот раз, по его словам, архитектура должна показать себя не манифестом формального стиля, но инструментом самоуправления, операндом человеческой цивилизации, демонстрацией того, что человек может быть хозяином своей судьбы.

Сам Алехандро Аравена расценивает свое участие в биеннале как «способ заявить о тех идеях, которые бы ты хотел, чтобы с тобой разделил весь мир, — так громко, насколько это вообще возможно». Выставка еще не началась — а все уже обсуждают его публичную публикацию в интернете подробных рабочих чертежей своих проектов. Как раз тех, которые связаны с быстровозводимым и дешевым жильем — Аравена и его бюро Elemental верят, что их работа и опыт смогут пригодиться где-то еще.

Половинчатые дома бюро Elemental

И это акт невиданной щедрости, который сложно представить со стороны европейца, японца или американца — а Аравена стал первым куратором архитектурной биеннале, который не является ни первым, ни вторым, ни третьим. Даже из неевропейцев он всего третий — потому на него и возлагаются большие надежды: на то, что он сумеет поднять такие вопросы, которые успешно практикующему архитектору цивилизованного мира просто не приходят в голову.

Примеры таких вопросов и подробности о своих взглядах и творческих методах Алехандро Аравена раскрыл в интервью archspeech. А с галереей главных проектов чилийского архитектора можно познакомиться здесь.