купить
журнал
информация
об объекте
показать все
  • Авторы проекта Santiago Calatrava
  • Общая площадь 2009
  • Заказчик Euro Liege TGV SA
  • Количество путей 9
  • Количество платформ 5
  • Длина платформ 350 и 450 м
  • Размеры перекрывающей арки 160х32 м
  • Бюджет 312 000 000 евро
  • Основные конструкционные работы и железнодорожная инфраструктура M CFE-GALÈRE-DUCHÊNE-WUST
  • Металлическая конструкция EMESA (Elaborados Metalicos)
  • Стекло Stratobel от AGC Glass
  • Остекление SM PORTAL-LAUBEUF, BELGO METAL
  • Отопление, освещение, коммуникации GEMMO
  • Отделка Cit BLATON

Железнодорожный вокзал в Льеже

Place des Guillemins, Liège, Belgium

Проекты, так или иначе связанные с движением, Сантьяго Калатраве всегда удавались. Не стал исключением и результат первого для Бельгии опыта строительства железнодорожного вокзала через международный архитектурный конкурс.


AGC

МЕСТО

Вообще говоря, станция Льеж-Гийемен была построена еще в 1842 году — и почти сразу же стала международной, связав Льеж с немецкими Ахеном и Кельном. С тех пор вокзал модернизировали трижды: в 1882-м, в 1905-м по случаю Всемирной выставки в Льеже и в 1958-м, когда вместо здания в стиле ар деко воздвигли нечто универсально-утилитарное, без признаков стиля и национальности.

В конце 1990-х, когда стало понятно, что предстоит неизбежное приспособление вокзала под новые стандарты высокоскоростных железнодорожных линий, было принято решение превратить Льеж-Гийемен не просто в многофункциональный транспортный узел, но в архитектурную доминанту города. Проект Калатравы, победивший в конкурсе 1996 года, реализовали только в 2009-м — но 13 лет ожидания того стоили.

АРХИТЕКТУРА

Как всегда, знаменитый испанец использовал базовые средства материального языка — металл, стекло и бетон. И как всегда, высказался с их помощью скорее скульптурно, нежели архитектурно. Динамичная пластика гигантского навеса — сразу над девятью путями и с двумя «козырьками» по бокам — столь же текуча, сколь совершенно выверена и точна. С одной стороны, как истинный скульптор, с бетоном Калатрава работает непосредственно на площадке, отливая из него сложнейшие формы опор и колонн. А с другой стороны, будучи инженером, для основного «скульптурного» элемента — арки 160×32 м, возвышающейся над землей на 475 м и совмещающей в себе и крышу, и фасад, — создает идеально просчитанный металлический каркас, заполненный многослойным стеклом Stratobel от AGC Glass. Оно защищает от шума и воздействия ультрафиолета и настолько ударопрочное, что, в зависимости от структуры стеклопакета, может противостоять ударам, пулям и взрывам. И даже если такое стекло вдруг разобьется, то все осколки останутся на пленке, соединяющей стеклянные слои. Тем самым риск ранений и порезов сведен на нет.

А самое удивительное в этом стеклянном навесе с точки зрения архитектуры — тот факт, что человеку, находящемуся внутри, кажется, что он под сводами католического собора: так много здесь воздуха, света и ощущения свободы. Итак гармоничны пропорции, оказывающиеся сродни викторианской архитектуре.

ПЛАНИРОВКА

Благолепная пропорциональность классики — не единственное, что унаследовал новый вокзал от своего «прародителя». Перекрыв весь участок строительства единой конструкцией, внутри Калатрава восстановил деление на платформы в том виде, в котором оно было в XIXвеке, впрочем, связав все зоны между собой пешеходными эскалаторами, мостами и галереями. В том числе оказались связанными городские районы, до этого долгие годы разделенные рельсами.

Серьезной реконструкции подверглись и сами пути, в том числе были построены две новые линии специально для высокоскоростных поездов типа Thalys (до 300 км/ч), Intercity и Inter Regio (до 200 км/ч). Дорога до Брюсселя теперь занимает 39 минут, до Кельна — час, до Парижа и Франкфурта — два, до Лондона — три.

Вообще новый вокзал — прекрасный образец современного ТПУ: рядом с Льежем проходят еще и скоростные автомобильные трассы, и для тех, кто решит сменить автобан на железную дорогу, предназначена стоянка на 800 мест.

А еще здесь налицо удивительный эффект современной архитектуры, когда сооружение — пусть и грандиозное и ультрафункциональное само по себе, но, на первый взгляд, не коррелирующее с окружающей средневековой застройкой, — дает толчок для развития прилагающих кварталов и улиц, устанавливает между ними новые связи и задает новую логику перемещения пешеходов (не только пассажиров!). А значит — в целом улучшает качество городской среды.

Фото © AGC, Santiago Calatrava

Рассылка
archspeech: