1. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
1 из 11
2. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
2 из 11
3. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
3 из 11
4. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
4 из 11
5. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
5 из 11
6. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
6 из 11
7. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
7 из 11
8. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
8 из 11
9. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
9 из 11
10. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
10 из 11
11. Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане
11 из 11
купить
журнал
информация
об объекте
показать все
  • Авторы проекта Arassociati
  • Общая площадь 1800 кв. м
  • Год 2015
  • Заказчик Республика Азербайджан
  • Авторский надзор Simmetrico
  • Генеральный подрядчик Simmetrico
  • Менеджер проекта Riccardo Cigolotti
  • Креативный директор Daniele Zambelli
  • Ландшафтный архитектор AG&P
  • Инженерия iDeas
  • Выставочный дизайн Fratelli&Co.
  • Сценография Design Direct
  • Техническое обеспечение Black Engineering
  • Светодизайн Voltaire Design
  • Фасады с интегрированными сферами People&Projects
  • Стекло Planibel Linea Azzurro от AGC Glass
  • Стальной каркас Speirani
  • Отделка интерьеров Esseci
  • Освещение Marco Rocca Agency
  • Лифты и эскалаторы Kone

Павильон Азербайджана на ЭКСПО-2015 в Милане

EXPO 2015, Милан, Италия

Впервые участвуя во Всемирной выставке, Азербайджан выступил со сложнейшей архитектурной концепцией и задействовал все возможные инновационные технологии: начиная от медиа-инструментов и заканчивая космическими материалами.


Спецпроект archspeech: ЭКСПО 2015. Всемирные истории

ИДЕЯ

Выражение «объять необъятное» обычно употребляется в контексте неудавшихся попыток уместить многое в малом. Однако результат усилий 300 специалистов (50 из них работало в Азербайджане, а еще 250 в Италии) неудачей не назовешь. Хотя считывание всех смыслов в получившемся подробном и обстоятельном рассказе о природном и культурном биоразнообразии Азербайджана, полном метафор и аллюзий, потребует от зрителя не только времени, но и вдумчивости, здорового любопытства, открытости новому.

Именно эти качества азербайджанского народа позволили крупнейшему кавказскому государству на стыке Европы и Азии за многотысячелетнюю историю занять стратегическую позицию культурного моста между Севером и Югом, Западом и Востоком. Однако это не только место встречи многих культур, но и территория, характеризующаяся невиданным биоразнообразием: здесь встречается 9 из 11 существующих в мире климатических зон, богатейшая флора и фауна. Поэтому главной и самой говорящей метафорой в архитектуре павильона стала «биосфера», которая, с одной стороны, открыта течениям извне, а с другой — ценит и защищает свое содержимое. В ней, как в симфонии, различные элементы сосуществуют в балансе и гармонии, раскрывая комплексный образ во всем объеме.

АРХИТЕКТУРА И КОНСТРУКЦИЯ

Расположенный рядом с творением Нормана Фостера для ОАЭ, павильон Азербайджана хоть и не такой большой по площади, но конструктивно не менее, если не более, сложен. Воплощением вышеупомянутой биосферы стали три сферы, инкрустированные, подобно драгоценным ограненным камням, в тело павильона — трехуровневую структуру, обернутую в волнообразную ламельную оболочку. Словно бы «обнимающая» павильон и защищающая его от непогоды, оболочка — это еще одна метафора, аллюзия на типичные для Азербайджана ветра, символ культурных и креативных течений, которые исторически разгуливали по этой местности и в итоге сформировали уникальный географический и культурный микроклимат.

Впрочем, наряду с ассоциативной не меньший интерес представляет техническая сторона вопроса. Например, чтобы обеспечить 1200 квадратным метрам стекла, из которого сделаны поверхности сфер, достаточную гибкость и прозрачность, подбирался особый химический состав. И несмотря на то, что у гнутых стеклянных панелей радиус двойной кривизны, когда смотришь сквозь них, изображение не искажается — эта технология была позаимствована из космической индустрии.

Спецпроект AGC: Прозрачный мир

Всего стеклянных панелей 680, и с помощью стальных рам в виде бесшовных кристаллических решеток они собраны в модули 36 различных типов. Подобная конструкция, включающая 720 соединительных узлов, была разработана опять же специально для павильона: ее довольно можно как собрать, так и разобрать, причем первое было необходимо из-за ограниченных сроков строительства, а второе — из-за планов после окончания ЭКСПО переместить павильон в Ботанический сад в Баку. Так что стало возможным произвести готовые модули заранее, а на месте лишь собрать их без применения каких-либо «мокрых» и вредных для окружающей среды строительных работ.

Аналогичные требования — легкость монтажа и демонтажа — предъявлялись и к конструкции оболочки с волнообразным профилем, причем хотелось, чтобы она была деревянной. На помощь вновь пришел «космос»: модули с мультиячеистой структурой, нарезанные лазером из стальных листов, ламинировали атмосферостойкой инженерной древесиной и придали им нужную форму.

В целом все использованные материалы сертифицированы по системе LEED — кроме легкого бетона, использованного для фундамента. Однако и он одобрен Национальной ассоциацией Биоэкологичной архитектуры и после демонтажа будет полностью уничтожен.

Большое внимание уделено и экологичности инженерных систем. На крыше установлена фотогальваническая система мощностью 25 кВт с солнечными батареями — для «умного» управления получаемой электроэнергией используется инновационная технология под названием «киллерватт». А система охлаждения настроена так, чтобы расходовать минимум электричества и по максимуму использовать возможности естественной вентиляции.

Чертежи к объекту

ПЛАНИРОВКА И ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Пространства трех этажей и трех сфер в некотором смысле независимы друг от друга — последние расположены так, что в них можно попасть как минимум с двух уровней павильона.

Первый этаж знакомит с историей, культурным наследием и природными красотами страны. Входом в павильон служит одна из трех сфер — в отличие от двух других, не закрытая стеклом. Ступив внутрь, посетители оказываются в центре компаса, олицетворяющим собой нацию, исторически открытую четырем разным направлениям. Каждое из них представлено с помощью видео и анимации на интегрированных в структуру сферы LED-экранах.

Своего рода экраном можно назвать и стеклянный пол: под ним спрятана светящаяся карта страны, показывающая Азербайджан в геоморфологической точки зрения. А пока гости павильона изучают богатство кавказских недр, над ними парит стилизованная скульптура орла в полете с Запада на Восток — символ национальных устремлений и чаяний.

Первое, что видят посетители, зайдя в павильон со стороны Декумануса (центральной площади территории ЭКСПО), — это ограниченную деревянными перегородками интерактивную инсталляцию «Зеркальное Баку», связанную с точно такой же, но установленной в центре азербайджанской столицы. Две «зеркальные» инсталляции позволяют в режиме реального времени взаимодействовать с прохожими Баку, а бакинцам, в свою очередь, — с гостями Милана, проявляя свое знаменитое «восточное гостеприимство».

Здесь же, на первом этаже, устроена «музыкальная стена» — деревянный нотный стан с медными силуэтами нот: азербайджанская музыка как культурное наследие охраняется ЮНЕСКО.

В общем же первый этаж посвящен национальным цветам (красный-синий-зеленый), которые считываются через импровизированные цветники и мониторы, транслирующие природные красоты Азербайджана. В добавок к ландшафтным панорамам с живопишущим аудио-сопровождением на экранах демонстрируются наиболее продвинутые технологические, сельскохозяйственные и художественные национальные проекты.

Второй этаж — это «вкусный» Азербайджан: мир разнообразной еды, продуктов без ГМО, национальных рецептов. Третий — открытая терраса с рестораном и кафе. А между первым и вторым этажом расположена вторая сфера — та, которая «смотрит» на главную площадь ЭКСПО и характеризует главный фасад павильона.

Внутри — большая инсталляция из дерева и стекла, посвященная природным богатствам, величественное «дерево биоразнообразия». Верхняя его часть — листва — образована настоящими гранатовыми деревьями: в культуре Азербайджана они символизируют благополучие и процветание. В нижней части — композиция из экранов под названием «Портреты Азербайджана», которая показывает более 100 видеопортретов мужчин и женщин. Ведь именно люди — та истинная и чистая энергия, которая питает страну, неисчерпаемый ресурс для устойчивого роста в будущем.

Еще одно дерево — но уже перевернутое — заключено в последней сфере, между вторым и третьим этажом. Это метафора взаимоотношений между позитивными переменами и традициями Азербайджана: последние подпитывают первое, и потому корни направлены вверх, в будущее.

Между корнями — «сокровища Азербайджана»: предметы ручных ремесел и прочие культурные и исторические артефакты. А внизу, «под сенью корней», посетители могут одним из трех способов на выбор — с воздуха, с воды или пешком — исследовать Баку, город-квитэссенцию той атмосферы обновления, которая царит в стране сегодня.

На соответствующие изыскания и разработку визуального контента — 55 минут анимации, 5000 фотографий, 250 видео — было потрачено более 18 месяцев. В эти же сроки спроектировали и запрограммировали 46 интерактивных точек и 150 различных интерфейсов. В Азербайджане с экологией ситуация сложна: воздух загрязнен бурной промышленной деятельностью, дефицит качественной питьевой воды, истощение почв, уменьшение пресловутого биоразнообразия. Однако способность мобилизовать все доступные ресурсы для блестящего решения конкретной задачи, продемонстрированная в азербайджанском павильоне, вселяет надежду на то, что полвека спустя страна будет процветать — и не только в экономическом плане.

Фото © AGC, architectural-photographer.eu

Рассылка
archspeech: