купить
журнал



Настя Колчина: Зачем читать нон-фикшн

Архитектор Настя Колчина советует книги, которые развивают широту профессионального взгляда и помогают оценить, что мы делаем ежедневно, зачем и для кого. 

Почти в каждой лекции нейролингвист Татьяна Черниговская говорит, что мозгу нужна работа: он как мышца, воспринимает все, чем мы его нагружаем. Мозг не может не учиться, поэтому перед ним надо ставить задачи, и это должны быть сложные задачи. Забавно, что чтение «10 канонических зданий» Айзенмана не только даст широту профессионального взгляда, но и защитит от Альцгеймера.

От архитектора всегда требовалось знать понемногу обо всем, ещё Витрувий писал «...и дело архитектора требует владения всем отраслями знания и ввиду обширности предмета есть основание допускать, при необходимости, обладание не высшей, но средней степенью осведомлённости в науках...».

Обучение архитекторов построено таким образом, что чтение является чем-то факультативным, необязательным. Совсем немногие архитекторы читали Витрувия во время учебы, да и после тоже. «Сложности и противоречия в архитектуре» Вентури, «К архитектуре» Ле Корбюзье до сих пор не переведены на русский — а это основные тексты для понимания современной архитектуры. Доступность любой информации в интернете не делает доступными важные книги — на litres.ru продаётся то, что лучше покупается, а вовсе не то, что следует читать.

И тем не менее, хороших и важных книг на русском становится все больше — и можно обнаружить,что «Уроки Лас Вегаса» читаются на одном дыхании, как детектив, а «Мусорное пространство» — просто поэзия.

Встроить чтение в ткань жизни, сделать его привычкой не так просто: соцсети, вездесущий wi-fi, да и вообще все устройство современной городской жизни этому не способствуют. Люди, читающие помногу, советуют бросать неинтересное сразу, не пытаться заставлять себя силой. В нас сидит убеждение, что все надо делать до конца — и это приводит к тому, что вместо полезной книги мы тратим время на фейсбук. Кто-то советует читать только одну книгу, кто-то читает две или три книги параллельно.

А лучшее, что можно придумать — это чтения, вроде тех, что были в «Аудитории» или библиотеке «Гаража». Ты совершенно иначе воспринимаешь текст, зная, что вечером будешь о нем говорить; и совершенно по-другому воспринимаешь текст после обсуждения с другими. После чтений, к которым я мечтаю вернуться снова, сложилось что-то вроде клуба — и мы выкладываем ценные цитаты в телеграм-канал «О пространстве».

Для чтения кто-то выделяет час утром-вечером, другие читают в дороге. Аудиокниг по архитектуре и дизайну практически нет, хотя современного нон-фикшна вроде «7 навыков высокоэффективных людей» и других книг в стиле Альпина-Паблишер как раз пруд пруди. Книги из разряда «как» тоже полезны для архитекторов — они помогают лучше организовать работу, выделить приоритеты, а к специфическому стилю изложения со временем привыкаешь. Например, советы Умберто Эко из книги «Как написать дипломную работу» помогут не только работать с текстом, но и настроить библиотеку Pinterest, и собственные файлы — так как принципы работы с информацией едины. Есть смысл заносить важные мысли и цитаты в Evernote — рано или поздно наступит время переставать быть читателем и становиться писателем.

Эдвард де Боно написал много хорошего о креативности, как ее развить и что это вообще такое. Если вы просто играете в покер, а ваш друг тоже играет, но постоянно при этом читает книги о покере, смотрит чемпионаты, кто через 10 лет будет выигрывать? Поэтому всегда есть смысл углубиться в матчасть — в перспективе скажется. Один из самых ценных принципов из его книг «Начинайте с того, что нужно делать сначала» только кажется очевидным. На самом деле, бьющее в цель техзадание — недостижимая мечта, о чем говорит и тот факт, что в конкурсах часто побеждают проекты, пересмотревшие задание конкурса.

Де Боно описывает инструменты, которые помогают находить идеи, ведь многие с самого начала учебы это делают интуитивно и не используют никаких техник. Де Боно разъясняет, почему важно разделять поиск и критику, как формализовать процесс отбора идей и как поддерживать свои возможности в тонусе. В книге «Дизайн для реального мира» Виктор Папанек тоже даёт интересные инструменты вроде матрицы идей, хотя главное в этой прекрасной книге вовсе не это, а его очень обоснованная этическая концепция дизайна.

Владение текстами несёт и прагматическую ценность — появляется словарь, который позволяет убеждать заказчиков и коллег. Это важнейшее умение, даже если архитектор работает по найму, и тем более если ему приходится лично объяснять то или иное решение клиенту или подрядчикам. Ссылка на тот или иной аргумент из текстов отцов модернизма убеждает заказчика лучше картинок, а на архитекторов влияет как волшебная палочка.

Черниговская часто говорит, что язык нужен в большей степени для мышления, нежели для общения друг с другом. Поэтому попытка объяснить проект словами, как правило, ведёт к находкам — что в нем можно улучшить, исправить и дополнить. Чтение даёт необходимую перспективу тому, что ты делаешь ежедневно, зачем и для кого. Мы все стремимся сделать новое — а для этого необходимо вдоль и поперёк знать старое, иначе как отличить новое от того, что уже было? Мир идей прекрасен — и это мир бесконечного изобилия: идеи никогда не кончаются, их может быть только больше.


11 книг для архитекторов не про архитектуру


Виктор Папанек →
Дизайн для реального мира


Кейт Феррацци и Тал Рэз →
Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга


Эдвард де Боно →
Серьезное творческое мышление


Роберт Б. Чалдини →
Психология влияния


Брайан Трейси →
Выйди из зоны комфорта. 21 метод повышения личной эффективности


Шэрон Мельник →
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях


Хэл Фостер →
Дизайн и преступление


Дональд Норман →
Дизайн вещей будущего


Деян Суджич →
Язык вещей


Пьер Витторио Аурели →
Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме


Умберто Эко →
Как написать дипломную работу