купить
журнал



Как написать дипломную работу

Из аннотации издателя: Писатель с мировой славой, профессор нескольких университе­тов Умберто Эко в этой книге обращается к своей излюбленной пуб­лике — к преподавателям и студентам. Все, что требуется знать науч­ному работнику, особенно когда он берется за диплом, диссертацию или одну из первых научных статей, изложено в этой книге с умом и тактом, с чисто художественной выразительностью и с великолеп­ной техничностью. Любой научный руководитель, дав эту книгу дип­ломнику или аспиранту, избавится от хлопот. Любой молодой уче­ный, проработав эту книгу, избавится от сомнений. Любой культурный человек, прочитав эту книгу, получит интеллектуальную радость.

Кажется, что тема книги совсем не имеет отношения к архитектору, но написание диплома это поиск, сбор и анализ новой информации — вся та деятельность, с которой сталкивается каждая профессия ежедневно. В своем пособии Умберто Эко разбирает весь процесс досконально, а особенно полезны во эпоху перенасыщения информации будут разделы про составление конспектов и собственной системы хранения знаний.

Выходные данные: Умберто Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. — М.: Книжный дом «Университет», 2003. — 240 с.


III.2.2. Предварительная библиография. Карточки


Когда вы сделаете карточки, сразу увидите, какая от них польза. На карточке, относящейся к каждой книге, помечайте библиотеку и библиотечный шифр (возможно, несколько библиотек и несколь­ко шифров, или ни одной библиотеки и ни одного шифра: по пус­тому уголку карточки сразу будет видно, что у вас, то есть у ваше­го диплома, имеется серьезная проблема).

Встречая в книгах новые отсылки, первый соблазн — перепи­сать их в рабочую тетрадку. Затем, оказавшись в алфавитном каталоге, найти шифр и прилепить его сбоку в той же тетрадке... Однако, когда названий станет много (а при начальном знаком­стве с темой работ по ней без всякого труда может набраться бо­лее сотни; позднее выяснится, что большую часть читать не надо) случится, чего следовало ждать: вы перестанете ориентироваться в собственной тетради.

Поэтому самая правильная оснастка — персональный ящичек с карточками. Постепенно, по мере появления названий, в него будут попадать все новые карточки. Постепенно на них появятся шифры. Купите такую коробочку или склейте ее себе сами. Сотня или две сотни карточек занимают совсем мало места. Вы должны носить их с собой каждый день в библиотеку. Это даст вам точное представление о том, что вы уже нашли и что вам еще предстоит искать. Вдобавок карточки будут в алфавитном порядке, а следо­вательно, легко обозримы.

Обычно шифры пишут в правом верхнем углу. В верхнем ле­вом помещайте вашу помету: имеет ли этот труд общее значение, или примыкает к определенной главе, и в подобном духе.

Разумеется, если у человека нет терпения шуршать карточка­ми, никто ему не запрещает ходить с тетрадкой. Но это неудобно!

Ну, пишет он на первой странице авторов на А, на второй на Б и так далее. Но когда первая страница целиком испещрена запися­ми, впору хвататься за голову. Купите уж, коли так, телефонную книжку. «Аббати» не займет свое аккуратное место перед «Ацци­монти», но и тот и другой никуда не денутся с четырех листиков, отведенных под фамилии на «А».

По мне, система карточек до сих пор остается идеальной, кар­точки продолжат свой полезный век и в ходе будущей работы, по окончании диплома. Вы даже сможете подарить их кому-нибудь, кто начнет работать после вас над сходной или близкой темой.

В главе IV пойдет разговор и о других наборах карточек, на­пример о карточках-конспектах, картотеке идей, картотеке цитат (и о том, в каких случаях имеет смысл плодить все эти картотеки). В данный же момент я хочу только подчеркнуть, что библиографические карточки — совсем из другой оперы, нежели карточки-конспекты.

Придется, забежав вперед, сказать несколько слов об этих пос­ледних. В картотеку конспектов вы будете собирать карточки, желательно крупноформатные, с выписками из книг и статей, ко­торые прочитали. Выписки будут содержать резюме, цитаты, ком­ментарии, словом, все то, что из этих книг будет использовано при написании вашего текста (может статься, самих книг в это время уже под рукой не будет), а также при приведении библио­графии в окончательный порядок. Это не та картотека, которую вы всегда таскаете за собою, и поэтому можете делать ее хоть на больших тетрадных листах (хотя, с моей точки зрения, крупные карточки — самое удобное).

Библиографический же ящичек — другое дело. Там надлежит держать информацию о книгах, которые вы ищете, а не только о тех, которые уже нашли и прочли. В библиографической коро­бочке может быть у вас хоть десять тысяч карточек, притом что в картотеке конспектов — только десять названий. Правда, подоб­ная пропорция будет наводить на мысль, что сперва ваша работа продвигалась чересчур бурно, а под конец чересчур вяло.

Библиографический ящичек каждый день ходит с вами в биб­лиотеку. На картонках записываются только самые основные дан­ные о интересующих вас книгах, шифры, указание библиотек, где книги есть или где их нет. Максимум, что позволено — припи­сать на эту же карточку короткую аннотацию типа «Особо реко­мендуется в статье Икса», «Обязательно найти». «Игрек ругает» или даже «Придется покупать». Но только это. Никакой другой писанины. Карточек-конспектов одной книги может быть несколь­ко, это зависит от типа конспекта. Но библиографическая карточ­ка на книгу должна быть у вас одна и только одна.

Чем лучше организован библиографический ящик, тем полез­нее он для вашей жизни. Его вполне будет можно одалживать, дарить и даже продавать, так что имеет смысл работать стара­тельно и писать хорошим почерком. Не стоит царапать вкривь и вкось название с ошибками и стенографическими иероглифами. Эта предварительная библиография, пережив необходимые пе­ревоплощения (то есть сделавшись перечнем книг, которые вы действительно нашли, прочли и законспектировали) превратит­ся в окончательную библиографию вашей выпускной работы.


11 книг для архитекторов не про архитектуру


Виктор Папанек →
Дизайн для реального мира


Кейт Феррацци и Тал Рэз →
Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга


Эдвард де Боно →
Серьезное творческое мышление


Роберт Б. Чалдини →
Психология влияния


Брайан Трейси →
Выйди из зоны комфорта. 21 метод повышения личной эффективности


Шэрон Мельник →
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях


Хэл Фостер →
Дизайн и преступление


Дональд Норман →
Дизайн вещей будущего


Деян Суджич →
Язык вещей


Пьер Витторио Аурели →
Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме


Умберто Эко →
Как написать дипломную работу