купить
журнал



Меньше — значит достаточно

Из аннотации издателя: Архитектурный и дизайнерский минимализм возникает и развивается на пересечении эстетики, идеологии и экономики. Распутать этот клубок начиная с традиции раннехристианского аскетизма и заканчивая социальным жильем XX века пытается один самых ярких современных теоретиков архитектуры Пьер Витторио Аурели.

Хотя полное название книги звучит как «Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме», речь в ней идет не столько об архитектуре, сколько о нашем образе жизни и тех эмоциях, которые мы испытываем в окружающей застройке. Следуя философии книги, мы даем два короткие отрывка: как автор понимает минимализм и аскетизм и почему меньше должно быть не «больше», а «достаточно».

Выходные данные: Пьер Витторио Аурели. Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме. — М.: Strelka Press, 2014. — 50 с.


Об аскетизме


Слово «аскет» происходит от греческого askein, обозначающего «упражнение», «самоподготовка». Аскетизм — это способ жизни, при котором собственное Я становится главным объектом человеческой деятельности. По этой причине практика аскетизма не обязательно связана с религией. Можно утверждать, что самыми первыми аскетами были древние философы. В античности основной задачей философии было самопознание: жизнь воспринималась не просто как данность, но как искусство, искусство жизни. В аскезе жизнь превращается в ars vivendi [искусство жизни], нечто, чему можно придать конкретную форму. В случае античных философов это означало жизнь, целиком посвященную самообразованию, в котором не было различия между теорией и практикой, между logos и bios. Философы, таким образом, были индивидами, которые, выбирая свой образ жизни на основании собственных размышлений, неминуемо ставили под сомнение общественные обычаи и нормы.

Аскетизм, таким образом, — это не просто миросозерцание или уход от мира, как это обычно понимается, но прежде всего способ радикального подхода к текущим социально-политическим условиям в поисках иного образа жизни. Именно по этой причине раннее христианство восприняло античный аскетизм и воплотило его в форме монашества. При этой трансформации, однако, аскетизм приобрел совсем другое значение. Его основной целью теперь было не изменение текущего общественного порядка, но скорее подготовка к Второму пришествию: аскеза была непременным условием спасения. При этом те, кто принимал постриг, делали это в качестве протеста против интеграции церкви и институтов власти. Возникновение монашества на Западе совпадает с признанием христианства римским императором Константином и началом политического и культурного альянса церкви и государства. Хотя этот альянс наделил церковь огромной властью, он разрушил ее «катакомбный» дух, который был чрезвычайно важен в деле прозелитизма.


О выражении «меньше — значит больше»


В истории капитализма выражение «меньше — значит больше» описывает преимущества снижения себестоимости. Капиталисты всегда хотели получить больше, тратя меньше. Капитализм — это не только процесс накопления, но также — и даже в первую очередь — беспрестанная оптимизация производственного процесса, направленная на достижение такой ситуации, при которой наименьшее вложение капитала приведет к наибольшему результату. Технологические инновации всегда стимулировались стремлением снизить издержки производства и оплату труда. Само понятие индустрии [лат. industria — деятельность, усердие, трудолюбие]основано на этой идее: быть усердным [англ. Industrious] — значит добиваться бóльших результатов меньшими средствами. Здесь мы видим, что феномен креативности заложен в самом понятии индустрии. Креативность зависит не только от желания инвестора высвободить ресурсы, но и от способности рабочего приспосабливаться к различным обстоятельствам. Эти два аспекта — трудоспособность и креативность — связаны: креативность работника вынужденно проявляется сильнее, когда капиталист решает снизить издержки производства и экономические условия становятся нестабильными. Именно креативность как наиболее универсальную способность человека капитал всегда использовал в качестве своей главной рабочей силы. И во время экономического кризиса политика строгой экономии требует, чтобы люди достигали большего меньшими средствами: больше работы за меньшие деньги, больше креативности при меньшем социальном обеспечении. В этом контексте принцип «меньше — значит больше» рискует стать циничным оправданием политики строгой экономии и сворачивания социальных программ.


11 книг для архитекторов не про архитектуру


Виктор Папанек →
Дизайн для реального мира


Кейт Феррацци и Тал Рэз →
Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга


Эдвард де Боно →
Серьезное творческое мышление


Роберт Б. Чалдини →
Психология влияния


Брайан Трейси →
Выйди из зоны комфорта. 21 метод повышения личной эффективности


Шэрон Мельник →
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях


Хэл Фостер →
Дизайн и преступление


Дональд Норман →
Дизайн вещей будущего


Деян Суджич →
Язык вещей


Пьер Витторио Аурели →
Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме


Умберто Эко →
Как написать дипломную работу