купить
журнал



Дизайн вещей будущего

Из аннотации издателя: Хочется верить, что искусственный интеллект будет не только помогать человеку, но и не мешать ему, но как этого добиться — зависит только от самого человека. Советы дизайнерам будущего дает бывший вице-президент Apple, профессор Северо-Западного университета Дональд А. Норман.

Нормана называют создателем теории дизайна, ориентированного на пользователя. В своей книге он активно продвигает понятие «аффорданс», что означает свойства объекта или среды, которые позволяют взаимодействовать с этим объектом или фрагментом среды. Это понятие можно перевести как возможность: своим внешним видом вещи говорят нам, что с ними делать, и как бы навязывают нам свой смысл и возможности их использования. Подробнее Норман Фостер объясняет роль аффордансов в одноиименной главе, отрывок из которой мы цитируем ниже.

Выходные данные: Дональд Норман. Дизайн вещей будущего. — М.: Strelka Press, 2013. — 224 с.


Аффордансы как средство коммуникации


Все началось с электронного письма, в котором преподаватель информатики из Рио-де-Жанейро Кларисса де Соуза выразила несогласие с моим определением аффорданса. «На самом деле аффорданс — это общение между дизайнером и потребителем», -писала она. «Нет, аффорданс — одна из форм взаимоотношений, существующих на свете. Она просто есть и к общению никакого отношения не имеет», — возражал я. [...]

Чтобы понять суть нашей дискуссии, позвольте мне остановиться и рассказать о первоначальной концепции аффорданса, а также о том, как это понятие вошло в дизайнерский лексикон. Начнем с простого вопроса: как мы действуем в этом мире? В процессе работы над «Дизайном привычных вещей» я размышлял над ответом. Когда мы сталкиваемся с новыми вещами, то в большинстве случаев начинаем ими пользоваться, даже не замечая, что приобрели уникальный опыт. Как это у нас получается? В жизни нам встречаются сотни тысяч разнообразных предметов, и, как правило, мы знаем, что с ними делать — не задумываясь и не пользуясь никакими инструкциями. Если у нас возникает какая-то потребность, мы зачастую изобретаем оригинальные, или, как их еще называют, «импровизированные», способы ее удовлетворения — подкладываем сложенную бумажку под ножку стола, чтобы он не шатался, завешиваем окно газетами, чтобы защититься от яркого света. Много лет назад, размышляя над этим вопросом, я понял, что ответ связан с одной из форм имплицитной коммуникации, которую мы сегодня называем аффордансом.

Само понятие «аффорданс» ввел в оборот великий психолог Дж. Дж. Гибсон. С его помощью он объяснял, как мы воспринимаем окружающий мир. Гибсон определял аффордансы как возможности активного действия, которые предоставляют индивиду или животному внешние объекты или среда. Так, стул «предлагает» взрослому человеку сесть и облокотиться на спинку, но маленькому ребенку, или муравью, или слону это предложение не подходит. Аффордансы — это не фиксированные свойства объекта, а отношения между объектами и субъектами. Более того, по Гибсону, аффордансы существуют независимо от того, очевидны они или кет, замечаем мы их или не замечаем, и даже независимо от того, знает ли кто-нибудь вообще об их существовании. Наше знание или незнание здесь ни при чем.

Я позаимствовал у Гибсона это понятие и попытался продемонстрировать, как его можно использовать для решения практических проблем дизайна. Хотя Гибсон считал, что аффордансы не обязательно должны быть зримыми, для меня важнейшим их свойством является именно зримость. Я считаю, что, если вы не подозреваете о существовании аффорданса, он становится бесполезным, по крайней мере в данный момент. Иными словами, именно способность человека распознавать и использовать аффордансы позволяет ему эффективно действовать даже в новых для него ситуациях, когда он имеет дело с неизвестными предметами.

Обеспечение эффективных, понятных аффордансов очень важно в дизайне повседневных вещей, будь то кофейные чашки, тостеры или интернет-сайты, но еще большее значение оно имеет для дизайна будущих вещей. Когда речь идет о6 автоматических, самоуправляемых, «умных» устройствах, нам необходимы внятные аффордансы, которые позволят понять, как с ними взаимодействовать и, что не менее важно, как они сами взаимодействуют с миром. Нам нужны аффордансы, обеспечивающие коммуникацию, поэтому наша дискуссия с Клариссой де Соуза и ее семиотический подход к этому понятию были так важны для меня.

Сила зримых, распознаваемых аффордансов состоит в том, что они определяют поведение людей, причем в лучшем варианте человек даже не подозревает, что его как-то направляют, это сопровождение воспринимается как нечто совершенно естественное. Именно так мы можем успешно взаимодействовать с большинством окружающих нас объектов. Они пассивны и восприимчивы, просто затаились и ждут наших действий. Если речь идет о бытовых приборах, например о телевизоре, мы нажимаем на кнопку пульта, и он переключает каналы. Мы ходим, поворачиваем, толкаем, нажимаем, поднимаем, тянем — и что-то происходит. Задача дизайна — дать нам понять, каков возможный набор действий, какое из них предпринять и как это сделать. Когда мы что-то делаем, мы хотим иметь представление о ходе процесса, а по его завершении понимать, что изменилось.

Таково в общих чертах описание дизайна объектов, с которыми мы сегодня взаимодействуем, — от бытовых приборов до офисного оборудования, от компьютеров до старых автомобилей, от интернет-сайтов и приложений до сложных механических устройств. Задачи, стоящие перед дизайнером, сложны, и их решение отнюдь не всегда бывает успешным, вот почему многие бытовые устройства вызывают у нас раздражение.


11 книг для архитекторов не про архитектуру


Виктор Папанек →
Дизайн для реального мира


Кейт Феррацци и Тал Рэз →
Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга


Эдвард де Боно →
Серьезное творческое мышление


Роберт Б. Чалдини →
Психология влияния


Брайан Трейси →
Выйди из зоны комфорта. 21 метод повышения личной эффективности


Шэрон Мельник →
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях


Хэл Фостер →
Дизайн и преступление


Дональд Норман →
Дизайн вещей будущего


Деян Суджич →
Язык вещей


Пьер Витторио Аурели →
Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме


Умберто Эко →
Как написать дипломную работу