купить
журнал



Дизайн для реального мира

Из аннотации издателя: Книга всемирно известного американского дизайнера и педагога о задачах и роли дизайнера в современном мире, об этике дизайна, о новых принципах и методах проектирования, о дизайне как универсальном виде человеческой деятельности, интегрирующем в себе самые разные знания, а также о новой системе подготовки дизайнеров.

Виктор Папанек начинал свой путь с архитектуры, но в итоге вышел далеко за пределы профессии. Книга стала руководством для проектирования новых объектов в самом широком смысле. Папанек относился к дизайну как «матрице жизни», где дизайнер должен быть универсальным специалистом, способным ориентироваться в самых разных областях знаний. Поэтому в качестве отрывка мы выбрали начало 8-й главы «Древо познания».

Выходные данные: Виктор Папанек. Дизайн для реального мира / 5‑е издание. — М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2015. — 416 с. 


Древо познания


Единственный источник информации, который никогда не выходит из моды, — это справочник природы. В ее биологических и биохимических системах уже разрешены многие проблемы, стоящие перед человечеством. С помощью природных аналогий проблемы человека могут быть решены оптимально.

Идеальным для дизайна является достижение «наибольшего с помощью наименьшего» или, по удачному выражению Джорджа К. Зипфа, «принцип наименьшего усилия».

Бионика предполагает использование биологических прототипов для создания человеком своих собственных систем. Проще говоря, бионика изучает основные принципы природы и применение их для удовлетворения потребностей человечества.

Д-р Эдвард Т. Холл утверждает в книге «Скрытое измерение», что «человек и окружающая его среда взаимно формируют друг друга. В настоящее время человек в состоянии действительно создать весь мир, в котором живет... Создавая его, человек фактически определяет, каким организмом он будет».

На простом примере можно показать, что дизайнеру нужны не просто задатки хорошего вкуса. Несколько лет назад в тех районах Юго-Восточной Азии, где обычно для вспашки Земли пользуются рогатиной с привязанным к ней камнем, был разработан, запущен в производство и распродан новый дешевый плуг. Через несколько лет обнаружилось, что плугами не пользуются — они ржавели без дела. По религиозным поверьям местных жителей, металл оскорбляет мать-землю, и почва «болеет» Я порекомендовал обмакнуть плуги в пластическую массу типа нейлон-60. Так как пластмасса не оскорбляла ни народ, ни мать-землю, плугами в конце концов начали пользоваться.

Какова мораль этой истории? Первоначальную ошибку в дизайне мог бы предотвратить междисциплинарный дизайнерский коллектив, включающий антропологов, инженеров, биологов и психологов. Или пример из более сложной практики современной архитектуры. При проектировании концертного зала в Линкольн-центре можно было бы избежать сухого, резкого звука и увеличить количество мест, если бы в дизайнерскую группу вошли музыковеды и завсегдатаи концертов (см.: Уильям Снейт «Синдром концертного зала»). Инженеры по акустике и архитекторы слишком увлеклись уровнями децибелов и стоимостью квадратного фута площади и не смогли подумать о слушателях.

В настоящее время ядро любого дизайнерского коллектива составляют промышленные дизайнеры и дизайнеры, занимающиеся окружающей средой. Их статус основан не на лучшей информированности или особых творческих способностях, а скорее объясняется неспособностью представителей других профессий взять на себя связующую роль в команде. Профессиональная подготовка во всех других областях подвержена растущей вертикальной специализации, и только профессиональная подготовка промышленных дизайнеров и дизайнеров окружающей среды все еще остается горизонтальной и междисциплинарной.

Хотя дизайнер в каждом конкретном коллективе, скорее всего, гораздо меньше знает о психологии и экономике, чем психолог и экономист, но в любом случае он внесет в процесс проектирования большее понимание психологии, чем инженер-электрик. Понятно, что об электротехнике дизайнер больше знает, чем экономист. Он как бы образует звено, соединяющее разные дисциплины между собой.


11 книг для архитекторов не про архитектуру


Виктор Папанек →
Дизайн для реального мира


Кейт Феррацци и Тал Рэз →
Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга


Эдвард де Боно →
Серьезное творческое мышление


Роберт Б. Чалдини →
Психология влияния


Брайан Трейси →
Выйди из зоны комфорта. 21 метод повышения личной эффективности


Шэрон Мельник →
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях


Хэл Фостер →
Дизайн и преступление


Дональд Норман →
Дизайн вещей будущего


Деян Суджич →
Язык вещей


Пьер Витторио Аурели →
Меньше — значит достаточно: об архитектуре и аскетизме


Умберто Эко →
Как написать дипломную работу