Золотое правило гармонии: что такое «классика» на самом деле

Пожалуй, сложно придумать более избитое слово по отношению к архитектуре и дизайну — однако же строители и производители упорно его используют, причем регулярно совсем не к месту. И хотя ордер нам известен благодаря грекам, а шедеврами классической архитектуры всех богаче Италия, именно немцы ухватили самую суть понятия «классика» — и сделали ее сильнейшей стороной бренда «Made in Germany».

Золотое правило гармонии: что такое «классика» на самом деле

Что же такое классика и за что мы ее так любим


Во времена Римской империи слово «класс» означало высший разряд налогообложения. Позже словом «классика» начали описывать периоды становления тех или иных художественных норм. Классическими стали решения с универсальным рецептом гармоничных пропорций, где за основу взяты соразмерные человеку элементы: золотое сечение, Витрувианский человек Леонардо да Винчи, теория пропорций Альбрехта Дюрера, Модулор Ле Корбюзье.

Золотое правило гармонииВитрувианский человек да Винчи, каноны Дюрера и Модулор Ле Корбюзье как универсальные рецепты гармонических пропорций


Выведенные за многие века правила построения пропорций и композиций до сих пор используются и в живописи, и в фотографии, и в графическом дизайне. А в XXI веке ученые-нейропсихологи наконец получили научное обоснование «гармонии соразмерности»: «правильные» пропорции вызывают в нашем мозгу вибрации определенной «позитивной» частоты. Потому мы и выбираем зачастую именно «классику» — ведь она всегда пропорционировалась «по-человечески».

Принцип немецкого дизайна номер один


Если вспомнить статью об истории немецкого дизайна и приведенные в ней идеологические принципы, то мы увидим, что на первом месте стоит как раз Пропорциональность. Как бы ни были велики соблазны XX века экспериментировать с формообразованием (и чему с упоением предавались дизайнеры и архитекторы в той же Италии), в немецких школах дизайна всегда придерживались в отношении пропорций строгих норм. Более того, с подачи учеников и последователей Баухауса антропометрия эволюционировала в антропоморфность, а гармоничность — в эргономичность. Пропорциональность перестала быть просто залогом определенной эстетики — она легла в основу создания комфортной жилой среды.

Золотое правило гармонииВ основу знаменитого шезлонга Ле Корбюзье, Виллы Савой и дома Фарнсуорт заложены принципы «идеальных пропорций»

Трудно было бы представить себе кого-то более далекого от «классической архитектуры», чем Мис ван дер Роэ, однако же почти все здания кампуса Технологического университета в Иллинойсе, многие из которых функционируют по сей день, спроектированы с учетом «золотого сечения». «Божественные пропорции» присутствуют и в очертаниях знаменитого шезлонга Ле Корбюзье — формально он был швейцарцем, однако в творчестве во многом разделял мировоззрения Баухауса. И он же придумал «Модулор» — очередной «набор гармонических пропорций», соразмерных масштабам человека. Систему, разработанную на основе «классических» работ Витрувия и да Винчи, впоследствии использовали многие архитекторы-модернисты и дизайнеры конца XX века.

Золотое правило гармонииКлассические пропорции как основа пользы и удобства: глубина раковин Alape так относится к длине и ширине, чтобы при умывании не было брызг. 

Отл Айхер для компании FSB придумал формулу дверной ручки — «продолжения человеческой руки», глубина раковин Alape относится к длине и ширине с тем расчетом, чтобы при умывании не было брызг. Именно немецкий подход к дизайну напомнил миру о том, что классические пропорции — это не только красота и визуальная гармония «вне времени», но и очевидные польза и удобство.

И еще раз — что же такое «классика»?


Если вы все еще путаете «классику» с «историзмом», то взгляните повнимательнее на объекты промдизайна Германии последних десятилетий. Традиция соблюдать «классическую норму» для пропорций отнюдь не делает их традиционными. Напротив — они выглядят остро актуальными. Недаром предметы, придуманные дизайнерами Баухауса или Ульма десятилетия назад, выпускаются до сих пор. Небольшая корректировка цветов или материалов — и вот уже заложенное в самом их строении и композиционном решении «эстетическое долголетие» начинает играть новыми гранями.

Золотое правило гармонииИ «Жук» от Volkswagen, и автомобиль Maximum от Ле Корбюзье получили свои очертания на основе идеальных пропорций

Совсем не кажется старомодным перевыпущенный в 1997 году Volkswagen Beetle: с очертаниями, построенными на «золотых спиралях», но с усовершенствованной конструкцией, он, как и 100 лет назад, остается хитом продаж. Аналогичные примеры встречаются повсеместно — так, 1992 году компания Dornbracht выпустила на рынок линию минималистичной сантехнической арматуры Tara., спроектированную бюро Sieger Design. Геометрически совершенный элегантный силуэт этого смесителя стал мировым эталоном на десятилетия вперед. В 2002 году швейцарское издательство Birkhäuser Verlag выпустило книгу «TARA. Armatur und Archetypus», рассказывающую о линии Tara. как об образце современной классики дизайна. Коллекция стала для Dornbracht одной из самых успешных и периодически пополняется новыми отделками и формами вентилей.

Золотое правило гармонииКоллекция Tara. получилась для Dornbracht одной из самых успешных, а силуэт смесителя стал мировым эталоном на десятилетия вперед

Таким образом, классика не «вечна» и не статична. Используя выверенную пропорциональность как проверенный временем устойчивый «каркас», она постоянно эволюционирует. И оттого в еще большей степени становится классикой.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще