Зодчество-2014: победа над солнцем

На прошлой неделе в Москве завершился XXII международный архитектурный фестиваль «Зодчество». Его нынешний девиз «Актуальное-идентичное» удивительным образом соединил в себе поиски российского архитектурного «генетического кода» с ностальгией по архитектуре русского авангарда, которая в итоге фактически затмила собой на выставке все прочее. Эксперт в области авангарда — профессор МАРХИ Елена Овсянникова — побывала в Гостином дворе и поделилась своими впечатлениями.

Зодчество-2014: победа над солнцем

Наконец и Союз архитекторов прикоснулся к авангарду, давно популярному на Западе. Ранее национальная идентичность повсеместно трактовалась как золотые купола, а на архитектуру авангарда ориентировались лишь люди эрудированные, понимавшие, что это символ достижений нашей страны — наравне с литературой, балетом и космическим спутником.

Фотопроект ФАРА: ФОТОГРАФИЯ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО АВАНГАРДА. Дом Центросоюза на пр-те Сахарова по проекту Ле Корбюзье

Несомненно, мощь авангарда отвела на задний план другие экспозиции: «Архстояние» (куратор Антон Кочуркин), «Города» (куратор Иван Овчинников), и даже кураторский проект Андрея и Никиты Асадовых, трактовавших авангард как неминуемую часть российской истории, из которой «слова не выкинешь». Братья Асадовы были кураторами всей внеконкурсной программы, которая на этот раз затмила привычные для фестиваля типовые планшеты с проектами и постройками со всей страны.

Проект Эдуарда Кубенского «Узорник русского авангарда»

Издатель журналов и книг «Татлин» Эдуард Кубенский представил сразу шесть спецразделов экспозиции. Самый запоминающейся из них — «Узорник русского авангарда» — калейдоскопы, собранные из... канализационных труб, в которые посетитель сам может вставить расхожие символы авангарда: черный квадрат Малевича, «Серп и Молот», Шуховскую башню и пр., а уже они, на деле «смываемые» в канализацию в сложившемся массовом сознании, могут превратиться в чарующие картины.

Из выставки графики архитектора Олега Максимова «Нереализованные шедевры русского авангарда»

Другая экспозиция была посвящена творчеству крупнейших мастеров отечественной архитектуры. Она состояла из крупных плакатов, собравших все проекты и постройки — Мельникова, Гинзбурга, Голосова, Леонидова и др. Эти же плакаты с успехом продавались на стенде издательства.

Фрагмент экспозиции Эдуарда Кубенского «Долг архитектора»

Еще один проект Кубенского «Arrieregarde» описан им так: «Когда уничтожен авангард и разбиты основные силы, арьергард вступает в бой. Те, кто раньше замыкали процессию, сегодня берут удар на себя. Они молоды и неопытны, но сегодня только от них зависит исход битвы. Отступать некуда!» Это выставочный проект, рассказывающий о пятилетней практике издательства TATLIN на ниве детского творчества.... более 1000 детских работ, выполненных в рамках 8-ми конкурсов... целый лес из металлических стержней, держащих копии детских рисунков, под каждым из которых висит рыбацкий колокольчик. Молодая «поросль» радует глаз и весело позванивает, когда с ней вступают в диалог.

Фрагмент экспозиции Эдуарда Кубенского «Долг архитектора»

Не менее концептуальна и созданная Кубенским экспозиция «Долг архитектора», высмеивающая сегодняшнюю ситуацию: «13 октября 2014 года исполнилось 10 лет Кодексу профессиональной этики российских архитекторов. С сожалением приходится констатировать, что большая часть российских архитекторов либо никогда не читала, либо вообще не подозревала о существовании документа. Проект „Долг архитектора“ актуализирует сформулированные в документе положения... Первая часть, „Скрижали“, представляет собой 4 „каменные“ глыбы, на которых „высечен“ текст Кодекса...

Фрагмент экспозиции Эдуарда Кубенского «Долг архитектора»

Ключевые слова Кодекса „Архитектор должен“ легли в основу второй части проекта. На страницах отрывного календаря по понедельникам размещены цитаты из Кодекса, начинающиеся со слов „архитектор должен“... Календарь ежедневно напоминает его пользователю о профессиональном долге, а скрижали, на первый взгляд кажущиеся своеобразным артефактом, на деле оказываются обыкновенной бутафорией».

Стенд студии «Старт»

Очень уместны на фестивале оказались работы детей из студии «Старт», привлекавшие не только сами по себе, но и благодаря ярким стендам.

Спецпроект Елены Гонсалес

«Зодчество-14» отразило юмор, с которым одни архитекторы воспринимают жизнь, в то время как другие — по долгу службы — держатся чересчур солидно и холодно-отстраненно. Они формально демонстрируют, что положено, но сильной заинтересованности в судьбе авангарда не выражают. Так, экспозиция «Памятникам авангарда быть» под эгидой Музея архитектуры с очень эффектной шрифтовой композицией была направлена на констатацию наличия авангардного наследия, но нисколько не затронула его сегодняшних проблем.

Спецпроект Елены Гонсалес

На общем фоне авангарда Елена Гонсалес решила показать следующий, модернистский пласт — хрущевские пятиэтажки, подав их оптимистично и даже в качестве ноу-хау. «Запчасти» типовых домов были разложены, будто на прилавке, как реклама проекта «Советский модернизм» на базе создаваемого сайта sovmod.ru

Проект «Неоклассицизм ВДНХ» Дмитрия Михейкина

Сильно прозвучал проект «Неоклассицизм ВДНХ», подчеркнувший многослойность этого ансамбля, который недавно — под нажимом культурной общественности — вывели из ведения чисто коммерческих федеральных структур под власть правительства Москвы. Дмитрий Михейкин, энтузиаст возрождения произведений советского модернизма, высказался на эту тему так: «ВСХВ-ВДНХ выступает как кузница стилей, и их перетекание из одного в другой наглядно представлено в архитектуре уникального ансамбля, что дает возможность увидеть общую тенденцию развития советской архитектуры как непрекращающийся поиск нового языка — как в 30-е, так и в 50-е, 60-е и до конца 80-х».

Культурный кластер на Шаболовке. Проект Александры Селивановой

Заметное место заняла экспозиция, посвященная Шуховской башне и всему культурному кластеру на Шаболовке. Там были и арт-объекты — такие, как башня-фонтан: трагически черная, как и трудная судьба этого шедевра.

Спецпроект «Архитектурный Крым» Алексея Комова и Николая Васильева

Совершенно новым разделом стал спецпроект «Архитектурный Крым» — его уникально сохранившиеся советские здания показали Алексей Комов и Николай Васильев (при поддержке компании Astarta), обследовавшие Евпаторию. Этот материал превращен в передвижную выставку «Курортоград», уже побывавшую в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Минске и самой Евпатории.

Спецпроект «Архитектурный Крым» Алексея Комова и Николая Васильева

Особое внимание было уделено творчеству архитектора Бориса Белозерского, создавшего на полуострове десять уникальных построек, а затем репрессированного. Среди них — корпус в санатории «Красное знамя» (Дюльбер), жилой дом правительства Крыма, жилой дом «в память 1905 года» и другие.

Спецпроект «Архитектурный Крым» Алексея Комова и Николая Васильева

Мощь этого слоя истории отечественной архитектуры, практически неизвестного даже знатокам, подчеркнул специальный павильон с башней. По сравнению с большинством других спецпроектов, павильон архитектуры Крыма выглядит даже перенасыщенным.

Проект Минкульта совместно с ГНИМА им. А.В. Щусева

Несмотря на прошедший за неделю до фестиваля Московский урбанистический форум, заметное число павильонов было посвящено градостроительству — будь то разработки Гипрогора, получивший приз фестиваля генеральный план Красноярска или прошедший в этом году конкурс на концепцию исторического центра Калининграда.

Торжественное открытие фестиваля 18.12.2014

Событийная программа фестиваля почти полностью опиралась на спецпроекты — лекции, круглые столы и дискуссии, посвященные сохранению и осмыслению наследия авангарда и модернизма, которые превалировали над прагматичными «спонсорскими» презентациями. О «большой» современной архитектуре речи почти не было.

Новогодняя модификация Шуховской башни

Отдельным событием, собравшим, наконец, полный зал, стал показ прошлогодней (созданной к 100 летнему юбилею спектакля) постановки «Победы на солнцем», представленный театром Стаса Намина. Футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Крученых, художественным оформлением которой в свое время занимался сам Казимир Малевич, заканчивается словами: «Все хорошо, что хорошо начинается и не имеет конца. Мир погибнет — а нам нет конца!» Социалистический мир развалился, «смылся в канализацию» — а авангард остался. Мы его помним, мы продолжаем его исследовать и переосмысливать. Как сказано в кураторском манифесте, «соединяя прошлое с настоящим, мы формируем будущее».

Занавес.

РАССЫЛКА arch:speech