Выпускница британской АА School о другом уровне мышления, которому учит школа

После шести лет работы архитектором Наталья Айгунян уволилась и уехала учиться в школу Архитектурной Ассоциации на факультет EmTech, чтобы заново открыть для себя профессию.

Выпускница британской АА School о другом уровне мышления, которому учит школа

Теперь Наталья работает в КБ «Стрелка» и преподает в МАРШе и «Софт Культуре». 31 июля стартует серия курсов «Прототип» и «Структура» о цифровых методах проектирования, которые как раз используют в Архитектурной Ассоциации. Вместе с Натальей передавать опыт будут архитекторы-практики: Сергей Дмитриев, Владислав Бек-Булатов и Милан Стаменкович.

Что за методы продвигают в АА, как они меняют сознание архитектора и помогают на практике — в истории Натальи Айгунян специально для archspeech.

Зачем нужно ехать в Лондон


После института я проработала порядка шести лет, большая часть которых ушла на проектирование одного единственного здания. Это был дом нестандартный сложной формы, которая была продиктована требованиями к инсоляции. Стало быстро понятно, что жизнь архитектора уходит на рутину: постоянные переделки чертежей, изменения от заказчика и подстройка под новые требования. Ограничивают возможности и привычные нам методы строительства. Хотелось оптимизировать весь этот процесс, понять, как цифровые инструменты могут повышать эффективность работы.

Решение ехать в АА появилось после их вдохновляющей лекции о Саграда-Фамилия. Используя современные технологии, архитекторы смогли воссоздать общий замысел и практически не отклониться от идей Гауди. Как оказалось, по духу испанец был самым настоящим параметристом, только не имел современных технологий.

Решающая лекция про Саграда-Фамилия

Чтобы поступить в школу, кроме бюрократии с документами, нужно собрать портфолио и, что самое главное, написать мотивационное письмо. Я составила трогательное сочинение на тему того, как обстоят дела в России, и почему Гауди творил безумные вещи еще сто лет назад, а сейчас их если и могут повторить, то только в АА. Письмо сработало, и так началось путешествие в параллельный мир архитектуры.


Что АА EmTech меняет в сознании архитектора


Параметрику многие воспринимают слишком буквально. Всех впечатляют красивые формы, хотя они лишь следствие работы. Самое главное отличие от России — большое внимание аналитической части проекта. У нас ты приходишь на консультацию и тебе говорят, либо это красиво и ты молодец, либо некрасиво и надо всё переделывать. В итоге ты сам не понимаешь, почему в тот раз вышло плохо, а теперь хорошо. Такое слепое проектирование наугад.

В АА всё завязано на чисто научном подходе. Там не существует понятия красоты. Красота — это твое личное ощущение, на котором ты строишь интуитивные догадки, но никак не можешь на нем основывать весь проект. Поэтому сначала мы проводим анализ и собираем данные. На их основе создается общая стратегия проекта, которая проверяется разными методами. На выходе получается единственно верное решение, которое выполняет все условия.

Например, нужно создать павильон на пристани, зону отчуждения превратить в нечто развлекательное. Мы узнаем участок, видим в каком направлении двигаются волны и можем это использовать в работе. Или берем данные по направлению и силе ветра и решаем, отгородиться от него или наоборот применить в проекте. Вместе с плагинами Grasshopper дает возможность симулировать физическую среду и показывает лучшие решения. В итоге еще на этапе проекта можно быть уверенным, что всё сработает. 

Ролик о рабочем процессе, как вся группа EmTech создавала павильон Twist

Как устроен процесс


После МАРХИ пришлось полностью перестраиваться. Обучение в EmTech идет полтора года и построено исключительно на практике. В расписании нет никаких предметов, только проектные студии и несколько лекций. Все знания получаешь через консультации с преподавателями и в постоянной работе в группах.

Коллективный подход стал большим вызовом, поскольку в России практически никогда в командах мы ничего не делали. Нужно находить свое место в общем процессе, но и отлично владеть софтом, чтобы не отставать от остальных. 


Но всё-таки в основу обучения положен метод, а не программа. Предполагается, что даже не владея софтом, студент будет понимать суть происходящего и овладеет принципами проектирования. В команде такой человек сможет выполнять какую-то еще роль, более теоретическую или направляющую, потому что, по сути, на изучение программы почти не остается времени.

На дипломе мы группой из трех человек делали проект лагеря для беженцев. Это сложная в себе структура с множеством параметров: нельзя предсказать, сколько будет поселенцев, надо успевать возводить ячейки быстро, при этом соблюдать расстояния до общественных зон и не создавать зон отчуждения. Цифровые инструменты как раз и нужны были, чтобы каждое из этих условий симулировать и понять, как будет работать конструкция нашей ячейки в жизни.

Проект лагеря для беженцев

Чему научила школа


Параметрика оказалась совсем не про красивые формы. Прежде всего нас научилили структурировать процесс и выявлять приоритеты в работе. На основе данных мы формулировали цели проекта. Каждая цель развивалась в стратегии, как ее достичь. А каждая стратегия уже разветвлялась на методы, которыми мы и тестировали идеи. Креативность тоже никто не отменял, но теперь она работает в нужном русле, а не вслепую.

В отличие от других факультетов АА, в EmTech идет больше уклон в сторону природных эволюционных процессов. Варьируя различные параметры, алгоритм оптимизирует форму, чтобы удовлетворить нескольким критериям. Как в эволюции, выживают в итоге лучшие виды, которые точно подходят для заданных параметров. Только у природы на это уходят миллионы лет, а тут при знании принципов программы — часы.

Насколько всё в мире предельно логично, мы изучали в проекте по биомимикрии. Каждый получил пример из природы, который нужно было исследовать, выявить его глобальный принцип и на этом принципе сделать свой проект. Наша группа изучала простое пшеничное зерно. Звучит странно, но там в основе лежит принцип по-разному ориентированных волокон колосков, которые набухают под действием влажности и, поочередно скручиваясь и выпрямляясь, приводят в движение зерно, помогая ему закапываться. И вот на основе этого принципа придумывается что-то новое, что вообще не похоже на зерно, но использует тот же идеи и решает определенные задачи.

Анализ структуры зерна и проект конструкции на основе тех же принципов

EmTech научил, что цифровой инструментарий не используется на пустом месте, сначала всё делается в физическом мире. Изучаются законы поведения материала, какие он может образовывать паттерны. И только потом уже идея переносится в цифровую среду, которая существует для симуляции реальных процессов и выбора лучших решений.

Как научиться принципам АА в Москве


Методам, которые преподают в EmTech, Наталья Айгунян вместе с Сергеем Дмитриевым будут обучать с 7 по 13 августа на курсе «Цифровые методы. Структура» в «Софт Культуре».

В первые два дня интенсива студенты познакомятся с базовыми принципами создания структурных паттернов, прослушают лекции о логике формообразования методом фолдинга и вариантах цифрового производства структурных поверхностей. Третий день занятий посвящен анализу физических свойств конструкции с помощью плагинов для Grasshopper и моделированию сложных трехмерных паттернов в среде Rhinoceros. В последний день студенты создадут собственный трехмерный паттерн и прототип для структуры с помощью технологий лазерной резки.

В конечном счете через принципы АА придет понимание, что цифровая среда нужна не просто для моделирования сложных форм. Она нужна архитекторам, чтобы основывать свои действия физическом мире и подходить к привычным задачам с нового угла, более оптимизированного.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще