Места знать надо: все здания «Гаража»

Музей современного искусства с 7-летней историей на простые здания и случайные места не разменивается. В связи с переездом в очередной архитектурный шедевр мы решили вспомнить их все.

Места знать надо: все здания «Гаража»

12 июня, в свой 7-й День рождения, музей современной искусства «Гараж» торжественно открылся на новом месте – в реконструированном Рэмом Колхасом и бюро OMA павильоне широко известного в советское время ресторана «Времена года», построенного в Парке Горького еще в 1968 году. В смысле «мест прописки» «Гаражу» вообще впору позавидовать: все здания, в которых он успел побывать – три основных и еще три дополнительных пространства – это либо памятники архитектуры, либо уникальные проекты, созданные современными архитекторами. А иногда – и то, и другое. 

 

«Гараж» Мельникова и Шухова

«Гараж» Мельникова и Шухова

12 июня 2008 года музей с экзотическим названием «Гараж» открылся на улице Образцова – в здании знаменитого Бахметьевского гаража, построенного Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым в 1927 году. Памятник конструктивизма только недавно, в 1999 году, перестал использоваться по своему прямому назначению – как место стоянки автобусов «Мосгортранса» – и в 2001-м перешел в ведение Еврейской общины Москвы. А она временно отдала его под музей современного искусства. Проводивший реконструкцию архитектор Алексей Воронцов не стал вносить существенных изменений – экспозиция разместилась в огромном аутентичном зале, разделенном лишь легкими перегородками.

«Гараж» Мельникова и Шухова

Уникальная архитектура этого памятника – а в плане он представляет собой параллелограмм с двумя острыми и двумя тупыми углами – родилась из насущной необходимости. В 1924 году в Москве запустили автобусное сообщение и, вполне закономерно, для нового транспорта потребовалась новая инфраструктура. Традиционно для размещения машин использовали здания с манежной планировкой, но Мельников, уже имевший опыт проектирования автобусного гаража для Парижа (хотя проект так и не был реализован) предложил свой вариант. Натурные испытания показали, что размещать автобусы под углом намного эффективнее: меньше и места занимают, и времени на выезд тратят. В итоге Мельникову разрешили реализовать свои идеи «в родных пенатах».

«Гараж» Мельникова и Шухова

Бахметьевский гараж, перекрытый специальной конструкцией, разработанной Владимиром Шуховым, разделен на три нефа металлическими колоннами. Каждый из его фасадов имеет свою структуру. В обращенной к улице Образцова привычной посетителю «стороне въезда» – семь ворот, в плане представляющих полураскрытые книги. Окна находятся между воротами и частично во фронтоне. На задней «стороне выезда» – четыре круглых окна, расположенные над четырьмя центральными воротами. Северная стена имеет горизонтальное ленточное остекление, разместившееся между восьмью выездами, а южная глухая остеклена двумя сплошными полосами. Все это сохранилось по сей день – и во времена «Гаража», и сегодня, когда здание занимает Еврейский музей и центр толерантности.

Все материалы о «Гараже» на archspeech.com

Интересная деталь: изначально Мельников задумывал не один гараж, а целый комплекс построек, среди которых были и хранилище для бензина, и ремонтная мастерская. Но сначала не сложилось, а потом об этой части проекта забыли. Подробности стали известны только в 1999 году, когда в архивах был найден неопубликованный генеральный план участка.

Павильон Гаража, разработанный компанией VCA projects

Первая остановка в Парке Горького

«В гостях» у Мельникова и Шухова «Гараж» пробыл 3,5 года, до декабря 2011. А в августе 2012 отрылся на новом месте — в летнем павильоне, разработанном компанией VCA projects. Коллектив состоял из пяти молодых архитекторов. В него вошли: Артем Китаев, Николай Мартынов, Леонид Слонимский, Максим Спиваков и Артем Стаборовский. Все они были выпускниками мастерской экспериментального проектирования Евгения Асса в МАрхИ. Летний pop-up павильон сразу планировался как временный и предназначался, по большому счету, всего для двух выставок: «Потрогай музыку» и «Кинофабрика Мишеля Гондри».

Павильон Гаража, разработанный компанией VCA projects

Павильон Гаража, разработанный компанией VCA projects

В этот момент уже во всю шли работы над следующим павильоном, который неподалеку проектировал Шигеру Бан. Но молодые российские архитекторы стали искать диалог не с ним, и даже не с Бахметьевским гаражом, а с находящимся прямо за забором павильоном «Машиностроение» («Шестигранник») Ивана Жолтовского, который в скором времени тоже собирается освоить «Гараж».

Композиционно авторы опирались на идею классика советской архитектуры, но преобразованную в угоду современным трендам: если у Жолтовского шесть павильонов поставлено кругом, а композиция строго выверена, то здесь шесть деревянных боксов разместили в произвольном порядке, создав в центре внутренний двор неправильной формы.

 Главным геометрическим элементом авторы выбрали квадрат: квадратные ячейки потолка, квадратные рамы сплошных стеклянных стен, шесть отдельно стоящих параллелепипедов. Боксы обтянули строительной сеткой, придавшей всей конструкции легкую иллюзорность, а стенам – слегка дымчатую фактуру. Агрессивные углы сгладила полупрозрачная материя, и оплетенное «паутиной» здание простояло два месяца.

Павильон Гаража, разработанный Шигеру Банном

Картонный «Гараж» Шигеру Бана

В октябре 2012 года «Гараж» переехал в свой «основной» временный павильон, построенный в Парке Горького классиком японской временной архитектуры, лауреатом Притцкеровской премии (тогда еще будущим) Шигеру Баном. Метод архитектора, ставшего знаменитым благодаря быстро строящимся домам для жертв землетрясений и других катастроф, заключается в том, что он возводит здания из картонных труб. Это позволяет построить жилье, во-первых, быстро, а, во-вторых – дешево. Но дело не только в технологиях. Оказалось, что у картонных труб есть свой эстетический компонент, который, с одной стороны, делает постройки по-японски лаконичными, а с другой – дает легкий намек на античные колонны, по которым всегда тоскует европейская цивилизация. 

Павильон Гаража, разработанный Шигеру Банном

Павильон Гаража, разработанный Шигеру Банном

Павильон Шигеру Бана в Парке Горького представляет собой приземистый овал, созданный из вертикально стоящих труб коричневого «картонного» цвета, сделанных в Санкт-Петербурге. Фасад выделяется из всего здания тем, что трубы здесь расступаются, открывая стеклянную стену с входами. Однако концепция картонной мягкости скорее иллюзорна. Собранный из труб овал скрывает вполне металлический объем прямоугольного выставочного зала, и крыша, на самом деле, опирается на него. Перевести мягкий материал из конструктивной роли в декоративную заставили российские нормы строительства. Немало копий архитектурной критики было сломано, когда временный павильон гаража только появился. Писали, что, изменив привычному размеру (большинство творений Шигеру Бана раза в три меньше), архитектор потерял привычное изящество своих построек. Но по прошествии трех лет стало ясно, что посетителям постройка понравилась.

Летние «грибы» Гаража

Летние «грибы»

Параллельно с основным временным домом (да, у «Гаража» много зданий — легко можно запутаться), с июня 2013 по сентябрь 2014 современное искусство показывали под открытым небом. А точнее — под своеобразными навесами-«грибами», созданными молодыми архитекторами. Команда опять получилась немаленькая: Василий Банцекин, Сергей Неботов, Илья Терновенко, Максим Хазанов, при участии Анастасии Балакиревой и Ольги Лебедевой. Все они сначала учились в МАрхИ, а затем в Колумбийском университете, так что хорошо знали и историю отечественной архитектуры, и концепции временных музейных павильонов, популярных в США, но практически не строящихся в современной России.

Летние «грибы» Гаража

Автобусная остановка в Ялте

Самый близкий аналог критики нашли в модернистской автобусной остановке, расположенной в Ялте. Но, по большому счету, нужно признать, что подобные «зонтики» или «грибы» часто используются для затенения открытых пространств в жарких странах. А климат летней Москвы, как известно, в последние годы скорее ближе к показателям экватора. Помня об этом, архитекторы спроектировали здесь систему кондиционирования воздуха. Под «грибами» могло комфортно чувствовать себя до 200 человек, а пространство легко трансформировалось под нужны мероприятий, ведь, кроме опор и крыши, здесь не было ничего.

Образовательный центр «Гаража»

Бывшая раздевалка

В сентябре 2013 года рядом с павильоном Шигеру Бана был открыт образовательный центр «Гаража». Она разместился в помещении, построенном еще в 1940-е и реконструированном FORM Bureau. У постройки богатая история: здесь был и детский сад, и детская художественная студия, и склад, и прокат спортинвентаря. Но большинство помнят его как раздевалку.

«Детское» прошлое дало о себе знать — образовательная программа «Гаража» рассчитана на слушателей от трех лет. Нетронутыми в проекте остались несущие конструкции и стены. Но, мало изменившись конструктивно, «раздевалка» изменилась по сути. Кирпичные стены покрасили белой краской, по сторонам добавили веранды, а внутреннее пространство сделали легко трансформируемым, чтобы в нем можно было проводить самые разные мероприятия. Основной дизайнерской «изюминкой» стали разноцветные стулья лекционного зала. Которые, впрочем, тоже легко отодвигаются в сторону, освобождая пространство.

павильон «Машиностроение» (прозванный «Шестигранник»)

«Шестигранник» будущего

Последнее архитектурное завоевание «Гаража» – павильон «Машиностроение» (прозванный «Шестигранник»), построенный ко Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, проходившей на территории современного Парка Горького в 1923 году. Это единственный оставшийся от выставки объект, созданный архитекторами Иваном Жолтовским, Михаилом Парусниковым и Виктором Кокориным.

До своего окончательного обветшания он состоял из шести объемов, расположенных по кругу и в плане ассоциирующихся с шестеренкой. В центре двора бил фонтан. В советское время здесь проходили выставки живописи и скульптуры, а затем здание пришло в запустение. «Шестигранник» был куплен Романом Абрамовичем в октябре 2013-го, вместе с рестораном «Времена года».

Изначально именно его хотели сделать постоянным пристанищем «Гаража», а «Времена года» – временным. Вмешались опять-таки пресловутые российские нормы: ресторан все равно пришлось оформлять «капитально», так что на том и порешили. Когда удастся оформить всю документацию по «Шестиграннику», который, в отличие от некогда типовой модернисткой постройки ресторана, является еще и памятником архитектуры, вместе они образуют единый комплекс для демонстрации актуального искусства – и неотъемлемой от него актуальной архитектуры.

Что касается картонного «Гаража» – единственного из сохранившихся временных павильонов – то до конца сентября здесь проходит одна из новых выставок. А вот дальнейшая его судьба вызывает вопросы. Многие готовы выходить чуть ли не на демонстрации в защиту постройки Бана, однако вряд ли это повлияет на исход событий: разрешение на строительство было получено лишь при условии, что объект в конце концов снесут. И этот конец не за горами – уже разработана и утверждена концепция реконструкции парка Горького от бюро «Проект Меганом», согласно которой на месте павильона должен быть детский городок.

Впрочем, очередной снос – это будет вполне себе «по-гаражному»: ведь нет ничего более временного, чем современное искусство, которое, постоянно эволюционируя, принимает все новые формы. 

Фото © gorod.afisha.ru, garageccc.com, v-c—a.com, admagazine.ru, Николай Жерков, Александра Гордеева

РАССЫЛКА arch:speech