Вирджил Абло: архитектор, который стал кутюрье с мировым именем

В 2017 году Вирджил Абло выступил в Гарварде. Лекция получилась странной: еле дождавшись конца речи, студенты начали забрасывать спикера кроссовками. Но это был не бунт, просто все хотели получить автограф своего кумира — выпускника архитектурного факультета, который сегодня определяет молодежную моду.

Вирджил Абло: архитектор, который стал кутюрье с мировым именем

По версии журнала Buisness of Fashion, уличная одежда Off-White — самый влиятельный модный бренд на всем земном шаре сразу после Gucci и Balenciaga. 15 лет назад его создатель, Вирджил Абло, был обычным студентом-архитектором. Он не мог представить, что сменит профессию и станет главным персонажем современной моды. Но такой переход не должен сильно удивлять — ведь мода и архитектура намного ближе, чем кажется на первый взгляд.

На факультет архитектуры Вирджил тоже пришел не сразу. Он изучал инженерное дело, когда ему на глаза попалась книга с репродукциями Караваджо. Так началось его знакомство с искусством Ренессанса, в котором его больше всего впечатлили здания. Вирджил понял, что архитектура — это сфера, которой он готов посвятить жизнь, и поступил в Иллинойский технологический институт.

Здание Иллинойского технологического института
Здание Иллинойского технологического института создано одним из кумиром Вирджила — Мисом ван дер Роэ

Абло был очарован модернизмом и считал, что умение проектировать — ключ к созданию любой вещи. «Я хотел построить небоскреб, потому что понял: если ты можешь сделать такое высокое здание, то тебе по силам придумать и ложку», — делился он в одном из интервью.

После диплома Вирджил два года работал в архитектуре, но затем решил сфокусироваться на модной индустрии. Подтолкнул его к этому Канье Уэст: музыканту нужен был дизайнер для символики, и кто-то из знакомых посоветовал Вирджила. Абло в этот момент был на выпускном курсе, но с таким энтузиазмом воспринял предложение Уэста, что пропустил почти всю критику своего диплома — был на встрече с менеджером музыканта. С 2003 года он работал с репером, затем уехал в Рим на стажировку в Fendi, а в 2012 году основал личный бренд Off-White.

Вирджил Абло

Через все годы Абло пронес восхищение Колхасом, Корбюзье и другими архитекторами последнего столетия. Во время сотрудничества с Nike он придумал TEN — коллекцию обуви, которая вдохновлена архитектурными шедеврами и по-своему похожа на архитектурные макеты. Минималистичность виллы Савой легла в основу кроссовок Air Force 1: Абло постарался придать обуви ту же простоту и проницаемость. Сложная структура другой виллы, дома в Бордо авторства Рема Колхаса, легла в основу модели React.

Вирджил Абло
Коллекция The Ten: Nike предложили переосмыслить десять культовых кроссовок, и Вирджил подошел к дизайну, как к созданию рабочего макета дома. Кроссовки намеренно неидеальны, они как будто подклеены и заштопаны, чтобы сосредоточить всё внимание на ключевых элементах.

Вирджил Абло Вирджил Абло Вирджил АблоК каждой модели Nike Вирджил Абло подобрал сопоставление из архитектуры. На стыке этих двух образов и получилась новая коллекция.

Одна из главных целей, которую Абло преследует как дизайнер одежды — это универсальность, которая позволяет носить вещи Off-White в любой точке земного шара. На это модельера также вдохновили постройки XX века: «Изучение архитектуры долгое время влияло на мои эстетические воззрения, но не только на мои. Модернизм и интерстиль подарили нам мышление, в котором разные культуры могут мирно существовать на одном поле. Именно так я вижу современную моду».

Благодаря этой универсальности сейчас Абло ставят на один уровень с Ремом Колхасом и Захой Хадид: троицу считают самыми популярными людьми поколения миллениалов. А их портреты и аббревиатуры студий — OMA, ZHA и OFF — размещают на футболках молодежных марок.

Вирджил Абло
Абло, Хадид и Колхас на футболках марки Modern Man

Неслучайно именно Абло оказался в одном ряду с притцкеровскими лауреатами. Перестал ли он быть архитектором, когда принял предложение Канье Уэста? По сути от проектирования зданий он ушел в область, которая требует тех же навыков и талантов. Умение работать с объемами, чувство материалов, пространственное мышление — все это необходимо, чтобы создавать и костюмы, и здания, которыми человек окружает себя, словно разнообразными оболочками.

О том, что мода — зеркало истории, говорил еще в XVIII веке французский король Людовик XIV. Архитектура и мода в равной степени определяют дух времени, у каждой эпохи есть свои легендарные здания и наряды. Коко Шанель изобрела little black dress — «маленькое черное платье» — в те же годы, когда в Европе зарождался модернизм. На первый взгляд, между платьем и постройками Баухауза нет параллелей. Но их роднят минимализм и простота форм, которые в первой половины XX века произвели революцию и определили современность.

Вирджил Абло

Эти доводы подтверждает один из самых влиятельных архитекторов мира — Ренцо Пьяно. В недавнем интервью прославленный итальянец заявил: «Архитектура не меняет историю сама по себе, но она всегда становится свидетелем исторических изменений. Даже Центр Помпиду, который стал хрестоматийным зданием, не изменил историю. Но он зафиксировал те сдвиги и настроения нового времени, которые теперь мы можем объяснять молодым поколениям через архитектуру. Как архитектор, ты не меняешь историю, но ты создаешь форму этой истории».

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще