В Москве появится центр современного искусства по проекту Ренцо Пьяно

Электростанция начала 20 века на берегу Водоотводного канала в Москве будет перепрофилирована в центр современного искусства фондом V-A-C («Виктория – искусство быть современным») по проекту Ренцо Пьяно.

В Москве появится центр современного искусства по проекту Ренцо Пьяно

Имя Пьяно ассоциируется с пространствами для искусства, стоит вспомнить хотя бы Центр Помпиду в Париже, спроектированный им вместе с Ричардом Роджерсом. С тех пор у Ренцо было немало и других музейных проектов — в частности, мы писали о художественных музеях Гарварда, где архитектор объединил здания родом из двух веков под одной стеклянной крышей.

Бывшую электростанцию на Болотной набережной, выкупленную около года назад фондом V-A-C («Виктория — искусство быть современным»), Ренцо Пьяно тоже собирается превратить в подобие «светового фонаря»: получив стеклянный потолок и прозрачные стены первого этажа, «фабрика электроэнергии» превратится в «фабрику света».

Однако и электричество реновированный комплекс V-A-C будет продолжать производить: по замыслу Ренцо Пьяно здесь установят солнечные батареи — их энергия явно не будет лишней для отопления и кондиционирования здания с такой серьезной площадью остекления.

Электростанция ГЭС-2. Ренцо Пьяно, фонд V-A-CЭлектростанция ГЭС-2. Ренцо Пьяно, фонд V-A-C

В новом культурном центре вообще запланировано рекордное для московского музея количество устойчивых технологических решений. Например, воду будут использовать для охлаждения воздуха в летнее время года, а геотермальную энергию из земли — для обогрева.

Что касается исторической основы, то Пьяно намерен не только восстановить утраченное — например, остроконечную башню с часами, — но и «убрать все лишнее» в виде поздних наслоений и пристроек. Ведь прошлое у здания было насыщенным: электростанция площадью 17,5 тыс. кв. м, построенная по проекту архитектора В. Н. Башкирова в 1904-1908 году на месте винно-солярного двора XIII века, прежде работала для снабжения трамвайных линий. Затем получила название ГЭС-2 — но не потому, что гидро-, хотя воды вокруг предостаточно, а потому, что государственная. В 1963-м ее объединили с соседней ГЭС-1 на Раушской набережной, и вплоть до последнего времени станция продолжала работать — окончательная остановка турбин и вывоз ненужного оборудования с территории произошли недавно, после приобретения ГЭС-2 у «Мосэнерго» фондом «Виктория». И теперь у станции начнется новая «старая» жизнь.

Электростанция ГЭС-2. Ренцо Пьяно, фонд V-A-C

Любопытно, что знаменитый архитектор вдохновился не только аутентичным своему времени обликом здания, но и идеей труб-дымоходов — вместо четырех существующих он заложил в своем проекте две других, еще выше прежних. Они сломают стереотип представления о трубах как источнике загрязнения воздуха — и будут, наоборот, «производить» чистый, забирая его не высоте 70 метров и «доставляя» прямиком внутрь здания.

Впрочем, главный объект производства в новом комплексе общей площадью 30,7 тыс. кв. м — это искусство и новые идеи, которые будут циркулировать между тремя основными зонами: общественной, образовательной и выставочной. Открытое для свободного доступа общественное пространство — помимо внутренней площади, библиотеки, книжного магазина, зимнего сада, кафе и ресторана — будет примечательно прилегающей березовой рощей и ландшафтным амфитеатром под открытым небом для проведения кинопоказов и мероприятий. В образовательной зоне с учебными классами и арт-мастерскими (1,7 тыс. кв. м) будут устраивать лекции, воркшопы и конференции. А бывший машинный зал электростанции станет «сердцем» выставочного пространства для российских и западных проектов. Вместе с ним общая площадь выставочных галерей составит 9 тыс. кв. м.

Открытие нового культурного пространства ГЭС-2 запланировано на конец 2018 — начало 2019 года.

Электростанция ГЭС-2. Ренцо Пьяно, фонд V-A-CЭлектростанция ГЭС-2. Ренцо Пьяно, фонд V-A-C

Изображения © Renzo Piano Building Workshop

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще