Удивить формой и цветом: творческий метод лучшего архитектора Европы 2017 года

European Prize for Architecture, высшую награду для европейского архитектора, получила в 2017 году француженка Мануэль Готран — экспериментатор, у которой ни один новый проект не похож на предыдущий.

Удивить формой и цветом: творческий метод лучшего архитектора Европы 2017 года

Концепция Европейской премии такова: ее присуждают «за продвижение принципов европейского гуманизма и искусства в архитектуре». В разное время ее были удостоены Бьярке Ингельс и Сантьяго Калатрава — последний отзывался о ней как о «высочайшей награде в области архитектуры».

В этом году премию впервые присудили женщине, Мануэль Готран. Прежде, чем стать лауреатом, она проделала долгий путь — в 1991 году, когда ей было 30, она открыла собственное бюро. Основной принцип, который выработала Готран за это время — неустанные эксперименты над формой и цветом, но главное — смелость. В своей работе она избегает слова «априори», и любой новый проект начинает с белого листа. Неслучайно в анонсе на сайте Европейской премии говорится, что Готран наградили за «роскошь быть необыкновенной».

Ее излюбленная тема — театры и музеи. Готран убеждена, что здание, связанное с культурой, играет решающее значение в современном городе. Поэтому оно должно быть «иконическим» — вызывать эмпатию и пробуждать гордость за свой город. Совершенно не важно, сколько здесь будет жителей. Их может быть несколько сотен тысяч, как в Марселе — родном городе Мануэль — а может быть всего 25 тысяч, как во французском Бетюне.

Именно здесь Готран воплотила проект театра Comédie de Béthune. Здание не строили с нуля, а переделали из старого, полуразвалившегося кинотеатра — его фасад до сих пор угадывается под слоем темно-брусничной краски. Еще одну перекличку со старым обликом обеспечивают мягкие скругленные углы перестроенного здания. А ромбовидный узор, напротив, указывает на новую функцию: он волей-неволей вызывает ассоциацию с костюмом Арлекина, одним из классических героев комедии дель арте.

Театр Comédie de Béthune

К обновленному зданию пристроили еще одно, которое предназначено для нужд работников театра. Здесь находятся технические помещения, а также репетиционный зал. Служебную функцию подчеркнули внешними атрибутами — строгим угловатым фасадом из матовых и глянцевых облицовочных панелей.

Визуальные эксперименты, в том числе решетчатые структуры и инкрустация — один из любимых приемов Готран. Один только Музей современного искусства в Лилле чего стоит. Другое дело, что такой подход не универсален. К примеру, его тяжело применить в жилом многоэтажном строительстве, где творческая составляющая не так важна, как соблюдение всевозможных норм.

Manuelle GautrandПодробнее о музее читайте в материале arch:speech

Однако, когда Готран проектировала жилой квартал в Тулузе, ей удалось изящно решить эту проблему. Динамику всему ансамблю придают окна, выполненные в форме половинчатых иллюминаторов со ставнями. Корпуса стоят достаточно плотно друг к другу, образуя закрытый трапециевидный двор; со стороны самой широкой и оживленной улицы они и вовсе смыкаются, защищая жителей от шума. Чтобы двор не ассоциировался с тюрьмой или неприступной крепостью, все здания имеют разную высоту.

Жилой квартал в Тулузе

Но судя по портфолио, Готран куда больше интересует не жилое строительство, а общественные и городские проекты: в ее послужном списке участие в десятках конкурсов, связанных с этой темой. Многие из ее конкурсных проектов выглядят совсем уж футуристично — такие, как курорт-оазис посреди пустыни в Дубае или «зеленая» трибуна для теннисного стадиона в Париже.

Manuelle GautrandКурорт-оазис посреди пустыни и «зеленая» трибуна 

Столь смелые идеи могут отпугнуть непосредственного заказчика, но сыграть на руку в будущем, так как они демонстрируют талант, философию и фантазию архитектора. В случае с Готран так и вышло: среди ее клиентов встречаются такие крупные компании, как Citroën и Barclays Capital Bank. Для автоконцерна она спроектировала флагманский шоурум в Париже, а банк въехал в здание Origami, где фасад «под мрамор» причудливо перекликается с окружающей средой.

Офис Barclays Capital Bank и шоурум Citroën

Но, пожалуй, самая известная работа Готран в офисной архитектуре — это офис La Cite des Affaires в Сент-Этьене, рассчитанный на 1500 рабочих мест. Это отличный пример того, как даже при скромном наборе исходных данных здание может стать интересным. С определенных ракурсов оно кажется совершенно обычным, но стоит завернуть за угол, и оказывается, что в нем проделаны выемки на уровне первого этажа. Они образуют пешеходную улицу, по которой может пройти любой желающий.

Об офисных сотрудниках тоже подумали: можно судить об этом хотя бы по остеклению. В разных частях здания использованы стекла разной прозрачности: на солнечной стороне — тонированное стекло, в затемненных зонах — обычное. При этом офисный комплекс расположен таким образом, чтобы все его стороны получали максимум естественного освещения.

Офис La Cite des Affaires

В одном из интервью архитектор призналась, что собирает коллекцию калейдоскопов. Они вдохновляют ее на новые проекты: прежде чем приступить к проектированию, Готран пробует множество разных вариантов. Поэтому так трудно судить о ее дальнейших творческих планах; с уверенностью можно утверждать лишь то, что Мануэль вновь найдет, чем нас удивить.

Больше о подходе Готран читайте в обзорах зданий на arch:speech 


Офисное здание Origami в Париже с двойным фасадом, которое ведет оживленный диалог со средой

> Музей современного искусства в Лилле LaM с «дырявой» оболочкой, пропускающей солнечный свет

> Обновление фасадов Galeries Lafayette в Меце: модернистское здание превратилось в огромную подарочную коробку с сюрпризом внутри

 

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще