Точные навыки: как немецкий дизайн достиг идеала в деталях

За внешней оболочкой любого предмета немецкого дизайна скрывается хорошо продуманная и точно выверенная технология.

На фото: Дизайнер Сара Илленбергер использовала изделия FSB для работ в поддержку рекламной кампании безбарьерной системы ErgoSystem.

Точные навыки: как немецкий дизайн достиг идеала в деталях

Продолжая исследовать идеологические принципы немецкого дизайна, мы подходим ко второму догмату, который звучит как Точность. Верно определить, что значит это понятие в контексте немецкого дизайна, поможет приписываемое Людвигу Мис ван дер Роэ выражение — «Gott ist in den Details», что значит «Бог в деталях».

Наиболее полно раскрыл значение этой идиомы популяризатор идей Баухауса Дитер Рамс. Одно из десяти его правил гласит, что хороший дизайн должен быть проработан до последней мелочи. Ничто не должно быть произвольным или случайным. Забота и точность в процессе проектирования проявляют уважение к потребителю. Это особенно актуально, когда разговор идет о доступности бытовых вещей и массовом производстве, за что, собственно, и ратовал главный дизайнер фирмы Braun.

Braun10 образцовых объектов Braun на постере, созданном дизайнером Andrei Boghita

 

Всегда ли немцы были точны и скрупулезны?


Сегодня сложно представить, что когда-то знак «Made in Germany», изобретенный, кстати, не немцами, а англичанами, был, скорее, клеймом, которое должно было подорвать репутацию товаров из Германии, считавшихся низкокачественными копиями английских. Индустриализация, рост монополий, борьба за рынки в начале XX века поставили вопрос о качестве промышленной продукции и ее конкурентоспособности. Шел лихорадочный поиск средств повышения престижа немецких изделий на государственном уровне, и знак качества приобретался и отвоевывался, а не был дан свыше. Особенно активно этому способствовала деятельность немецкого Веркбунда (Германского художественно-промышленного союза), развернувшаяся в 1907 году.

Знак качества «Made in Germany».Знак качества «Made in Germany»

Один из его основателей Герман Мутезиус в своей программной речи «Где мы стоим?» поднял вопрос о соотношении «качества» и «формы». Будучи архитектором, Мутезиус сформулировал принцип «эстетического функционализма», за прошедшие более ста лет отточенный до совершенства немецкими дизайнерами, согласно которому внешняя форма предмета вытекает из его существа, устройства, технологии и назначения. Когда закончились поиски и эксперименты в области формообразования, тогда же произошли сдвиги в повышении технического качества, в том числе благодаря появлению новых технологий.

Мис ван дер РоеМис ван дер Роэ в кресле кантилевер собственной разработки

 

Простота обманчива


Придумывая в недрах Баухауза нечто совершенно новое в истории предметного мира, — кресло из гнутых стальных трубок без задних ножек — голландцу Марту Стаму следовало исключить из процесса проектирования любую неточность, чтобы его инновационная пружинящая конструкция, меняющая геометрию, когда человек садится, была устойчивой. К слову, удачное стамовское кресло, которое мы называем кантилевер, затем повторяли на все лады, от Людвига Мис ван дер Роэ до Константина Грчича.

Классический кантилеверКлассический кантилевер

Myto СhairИ современный (Myto Сhair Константина Грчича. Чтобы его сделать пришлось придумать новый вид пластика Ultradur High Speed)

Высокое качество по-немецки — это не только точный математический расчет, безупречное исполнение и добротные материалы, но и глубокая интеллектуальная проработка производимого предмета. «Браунфилософия» упомянутого нами Дитера Рамса зиждется на мелочах: для электроприборов Braun он придумал цветную маркировку элементов, расположил ручку фена под углом, а пластинки в проигрывателе под прозрачной крышкой.

«Браунфилософия»«Браунфилософия» упомянутого нами Дитера Рамса зиждется на мелочах

Другой Дитер — Дитер Зигер — совершил в XX веке свою маленькую революцию, изобретя модульные системы для ванных комнат. История гласит, что к разработке сантехнического оборудования дизайнер пришел через осмысление комплексной организации жилого пространства яхт, безусловно, пытаясь его максимально проработать и усовершенствовать. Сегодня уважаемое во всем мире дизайн-бюро Sieger Design продолжает «совершенствовать жизнь» посредством дизайна: его последняя коллекция смесителей для Dornbraсht так и называется «Culturing Life», сокращенно CL.1. Ее отличают четкие линии, конический, устремленный кверху излив и, разумеется, тщательно выверенный зазор между основанием и корпусом смесителя. Есть и другой пример скрупулезности в этой области. Компания Alape в своей работе использует наитончаший лист эмалированной стали (всего 3 мм), из которого выкраиваются ее мойки.

Folio от Аlape Новая коллекция Folio от Аlape выполнена из наитончайшего листа глазурованной стали

 

Точность в каждой детали


Немецкий дизайн всегда был и остается связан со стремлением достичь простоты и точности во всем. Поэтому за его обманчиво упрощенной концепцией «ничего лишнего» всегда проглядывает техническое совершенство — форма и качество, искусство и технологии идут рука об руку со времен Баухауза. Эстетический функционализм промышленного дизайна в Германии в равной степени ярко проявляется себя как в производстве машин, так и скромных деталей интерьера.

Cмеситель из коллекции Dornbracht CL.1Cмеситель из коллекции Dornbracht CL.1: четкие линии, конический, устремленный кверху излив и точно выверенный зазор между основанием и корпусом смесителя

Opel GT ConceptOpel GT Concept представлен в 2016 году на Женевском автосалоне

Внутренний механизм дверных ручек FSB Внутренний механизм дверных ручек FSB столь же основателен, как двигатель машины.

Пока старейший немецкий автопроизводитель Opel начинает претворять в жизнь свой девиз — «скульптурный артистизм и немецкая точность», выводя на рынок спорткар GT Concept, компания FSB выпускает свои маленькие шедевры точной механики. Ее скульптурные дверные ручки за красивым фасадом имеют то, что называется «подшипниковый узел» AGL. Количество успешно совершенных в ходе испытания рабочих циклов — более одного миллиона! Говоря о щепетильном подходе немцев к производству совершенно разных вещей, как не вспомнить еще один слоган, который использовался компанией Volkswagen в 1950-х для их фирменного «жука» — «Думай о малом» и, рискнем продолжить, найдешь в этом малом своего Бога.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще