Тихий фурор: как ученик Фрэнка Ллойда Райта изменил образ церкви у себя на родине

История Е. Фэй Джонса, который благодаря великому учителю пришел в профессию и стал известным, переработав его принципы.

Тихий фурор: как ученик Фрэнка Ллойда Райта изменил образ церкви у себя на родине

Когда Джонсу было 16, он увидел фильм о знаменитом здании Фрэнка Ллойда Райта — штаб-квартире компании «Джонсон Вакс». «В фильме говорили обо всех этих изогнутых линиях и чудесном свете, который проникает сквозь отверстия в потолке», — вспоминал позднее архитектор. Этот момент стал поворотным в его жизни — он был до того очарован, что поступил в Университет Арканзаса, где получил степень по архитектуре.

Фрэнк Ллойд Райт
Здание «Джонсон Вакс». Фрэнк Ллойд Райт, 1936–1939

Джонсу не только удалось получить образование в сфере архитектуры, но и сблизиться со своим кумиром. После окончания вуза он попал в мастерскую Фрэнка Ллойда Райта и стал одним из его любимых учеников, а впоследствии — достойным продолжателем его дела. Все постройки Джонса основаны на принципах органической архитектуры — «...не в земле, но из земли», как выражался Райт. Они спроектированы с большим упором на окружающий природный ландшафт и изготовлены из натуральных материалов.

Фрэнк Ллойд Райт
Е. Фей Джонс. Жилой дом Stoneflower (1965) и интерьер дома Sam Walton House (1959)

На протяжении карьеры Джонс создал 135 зданий. Он выполнял частные заказы для губернатора Арканзаса и владельца сети Wall-Mart, в его домах жили Билл и Хиллари Клинтон. Однако истинную славу ему принесла не работа со знаменитостями, а часовни. Религиозные сооружения, спроектированные архитектором в его родном Арканзасе, стали локальным феноменом и важной частью Ozark Style — термина, которым обозначают культуру на плато Озарк в Арканзасе.

Первая и самая известная часовня Джонса появилась в 1980 году. Это Thorncrown chapel, Часовня тернового венца, спрятанная в лесной чаще. Первоначально здесь должно было располагаться совсем другое здание — вышедший на пенсию школьный учитель хотел построить жилой дом. Потом он передумал — увидел, что многие специально едут в эти места, чтобы насладиться уединением и живописной природой. Тогда он попросил Джонса придумать церковь, которая стала бы частью этого леса. Построенное в итоге здание многие называют шедевром, а сам архитектор — «местом, где можно подумать лучшие свои мысли».

Часовня тернового венца, 1978–1980

По этому сооружению наглядно прослеживается влияние наставника Джонса: в тонких прозрачных конструкциях угадывается райтовская Часовня Странника. Здесь практически нет глухих стен: здание состоит из 425 стеклянных окон и скрещенных между собой сосновых ферм. Они образуют структуру, названную архитектором «лес в лесу» — пересекаясь между собой, фермы становятся похожими на ветви деревьев. Несмотря на минималистичность конструкции, здание не выглядит холодным и отстраненным. Джонсу удалось сохранить в нем рукотворное начало — не в последнюю очередь благодаря методам строительства.

Этот этап для архитектора был так же важен, как и проектирование. Он всегда сам выбирал людей, ответственных за реализацию проектов, и привлекал к участию не только профессиональных строителей, но и ремесленников: каменщиков и плотников. Именно арканзасские плотники вручную изготовили каждую сосновую ферму для часовни. При этом Джонс настоял на том, чтобы не только готовое здание, но и строительные материалы были соразмерны человеку: каждый сосновый ствол для ферм был «не больше, чем могут нести двое мужчин через лес».

Фрэнк Ллойд РайтФотографии строительства часовни и чертежи 

Ныне работа Джонса регулярно входит в списки наподобие «10 самых красивых религиозных сооружений Америки», а в 2006 году она было удостоено знаменитой «Четвертьвековой награды». Эта премия присуждается архитектурным объектам, которые за 25 (и более) лет не растеряли своих первоначальных функций. В ближайшие десятилетия часовне это точно не грозит, ведь ежедневно ее посещают порядка 2000 человек.

Возможно, дело в компромиссности этого здания. Всех входящих встречает надпись «Приходите, садитесь и просто побудьте вместе» — так как это внеконфессиональная часовня, здесь могут одновременно собираться люди любых вероисповеданий. А возможно, секрет очарования кроется в его простоте, которую смогли оценить не только профессионалы, но и люди, далекие от архитектуры.

Еще одна крупная религиозная постройка Джонса — Часовня Купера, рассчитанная на 120 человек. Точно так же, как и в Часовне тернового венца, архитектор цитирует европейскую готику: в свое время его поразила парижская Сент-Шапель 13 века. Однако вместо камня для создания нефов используется дерево. Получается «готика наоборот»: в отличие от мрачных древних церквей, прихожанин видит много света и дерева, окруженного зелеными листьями.

Часовня Купера, 1988

Начиная с Часовни Купера, постоянным партнером Джонса выступает архитектор Морис Дженнингс. Вместе они создали еще несколько церковных зданий. Все кроме одного выполнены в узнаваемом стиле: скрещенные фермы, много стекла и дерева, огромные окна и невольно возникающие ассоциации с готическими соборами Старого Света.

В конце девяностых Джонс отошел от дел, и в 2004 году он скончался. Но еще при его жизни Дженнингс взял на себя смелость продолжить архитектурную традицию своего партнера. Так в 2000-е появилось еще несколько часовен в похожем стиле — теперь уже не только в Арканзасе, но и в Техасе, Теннесси и других штатах. Думаем, что Джонс был бы не против — Дженнингс, проработавший с ним 25 лет, характеризовал его как мягкого и непритязательного человека.

7 часовен Е. Фей Джонса и его последователей

Pine Eagle Chapel, 1991


Sky Rose Chapel, 1997


Marty Leonard Chapel, 1989


Marjorie Powell Allen Chapel, 1995

Ныне отсылки можно встретить в самых разных частях страны. В Небраске недавно появился храм Святого семейства, так сильно напоминающий церкви Джонса за счет перекрещенных линий, визуально поддерживающих кровлю. О связи с ландшафтом тоже не забыли — здесь его обеспечивает тоненький ручеек, ведущий прямо ко входу в храм.

Holy Family Shrine

Арх. BCDM Architects, 2002


Rio Roca Ranch Chapel

Арх. Maurice Jennings + Walter Jennings Architects, 2011


Anthony Chapel

Арх. Jennings + McKee Architects, 2006

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще