Studio Bell с помощью архитектуры меняет отношение к музыке

Перед архитектором Бредом Клоепфилом стояла сложная задача — разместить в одном здании концертный зал и выставку. Он вышел из положения весьма нетривиальным способом.

Studio Bell с помощью архитектуры меняет отношение к музыке

Открытое, ничем не защищенное пространство портит музыку посторонними звуками — в этом уверен любой частый посетитель живых выступлений. Однако Клоепфил и его бюро Allied Works Architecture так и поступили — синхронизировали концерты и выставки в одном пространстве. В результате в канадском городе Калгари появился Национальный музыкальный центр Studio Bell.

На планах хорошо видно, что зал на 300 человек окутан выставочными галереями. Они соединены между собой переходами-мостами. На практике это означает, что музыка заставляет посетителя не только слушать, но и смотреть, а также ходить: слушатель никому не мешает, если изучает экспозицию прямо во время концерта. Выставка, посвященная лучшим музыкантам за всю историю страны, оттеняет впечатления при прослушивании современной музыки. Это не только демонстрирует связь времен, но и дарит зрителю принципиально новый чувственный опыт, усиленный эмоциями от запутанной архитектуры.

Зал без жестких физических границ отметает целую череду условностей: основная свобода теперь не у артиста на сцене, а у зрителя. Ему больше не нужно протискиваться сквозь толпу в тесном фойе, чтобы послушать музыку — он оказывается в центре событий, стоит только ему пересечь порог здания. Музыка сопровождает его всюду, причем из-за особенностей акустики одна и та же композиция в разных частях здания воспринимается по-разному. Это делает опыт от прослушивания еще более субъективным.

С помощью архитектуры меняются отношения не только между зрителем и артистом, но и между артистом и сценой. Сценографии больше нет — зал открытый, и сама архитектура становится фоном для музыкантов. За сценой находятся арки и мосты с переходами, из-за которых у людей в зале создается ощущение, что они внутри гигантского музыкального инструмента — трубок органа или валторны.

Формы музыкальных инструментов используются здесь не только для визуальных ощущений, но и для улучшения акустики. Кроме того, между всеми частями здания встроены девять блокирующих объемов, которые сам Клоепфил окрестил «островками тишины». Они не дают звуку рассеиваться. Поэтому, вопреки всем опасениям, здание не ухудшает звук, а делает его лучше за счет своей структуры.

Ассоциации с музыкальным инструментом усиливаются за счет отделки, гладкая фактура которой напоминает внутреннюю поверхность духовых. Стены покрыты глазурованной плиткой. Под ней скрыта черная акустическая изоляция.

Во внешней отделке также используется плитка. Но если внутреннее оформление продиктовано самой сутью здания — музыкой, то снаружи почти ничего не говорит о том, что ждет зрителя внутри. Единственный намек — мост-переход, напоминающий гриф мандолины. Он соединяет публичную часть здания со вторым корпусом, где расположены звукозаписывающие студии, центр для телетрансляций и помещения для артистов.

Сперва может показаться, что облик здания далек не только от музыки, но и от окружающего городского ландшафта. Это не так: в Studio Bell воплощены разнородные геологические образования Скалистых гор наподобие худу, которые расположены недалеко от Калгари. Клоепфил впервые увидел их, когда разрабатывал музей художника Клиффорда Стилла в Денвере — они были изображены на одной из местных картин. Эту взаимосвязь с природой сложно разглядеть в «лабиринтах» здания, но на плане все становится очевидно.

Худу — лишь один из элементов личного опыта Клоепфила, которым нашлось место в Studio Bell. Плиточное покрытие фасада архитектор использовал во время работы над нью-йоркским Музеем искусств и дизайна. Он также признавался, что его вдохновили здания Луиса Кана и перформанс Дэвида Бирна Playing the Building, который превратил Battery Maritime Building в музыкальный инструмент.

Быть может, в этом и есть весь секрет: Клоепфил вдохновился объектами и персонами, практически не связанными между собой, и получил здание, в котором соединились два совершенно разных достояния страны — музыка и северная природа.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще