Станет всем светлей: как студенты МАРШа меняют Красноярск с помощью светового дизайна

Восемь студентов курса «Световой дизайн» в МАРШе отправились в самое сердце России, — Красноярск — и придумали восемь проектов, которые сделают этот город более комфортным для жителей и красивым для туристов.

Станет всем светлей: как студенты МАРШа меняют Красноярск с помощью светового дизайна

Курс «Световой дизайн» под руководством Натальи Маркевич проходит в МАРШе второй раз подряд. За год студенты изучают три модуля: освещение в интерьере, в архитектуре и в городской среде.

В середине учебного года, когда студенты осваивали архитектурное освещение, руководитель модуля, архитектор по свету Павел Павлюк, предложил им отправиться в Красноярск, где они могли бы попрактиковаться на различных типологиях. В результате 24 марта они вылетели в Красноярск, а 7 апреля презентовали проекты в МАРШе. Ниже мы покажем, что получилось в результате практикума.


Администрация города


Проекты распределяли методом жеребьевки, и когда студентке Марии Волковой досталось здание красноярской мэрии, она поначалу расстроилась: «Скучная, на первый взгляд, советская архитектура без каких-либо особенностей. Грусть и тоска. Но как же я ошибалась!»

Чем глубже Мария исследовала проект, тем больше симпатии он вызывал. По счастливой случайности, она сумела пообщаться с архитектором здания Арэгом Демирхановым и сделала интервью с ним. Это помогло разработать вариант освещения, который Мария считает единственно верным. Он подчеркивает две особенности объекта: подражание восточносибирским ландшафтам, выраженное в горизонтальном ритме здания, и отсылку к исторической архитектуре — часовую башню в левой части ансамбля.


Жилая застройка


Полина Губарева «освещала» Проспект Мира — центральную, парадную улицу Красноярска. Ее проект касался четырех объектов: трех зданий фоновой застройки (жилых домов) и одного моно-объекта — храма святого Иоанна Предтечи по адресу улица Горького, 27.

Нынешнее освещение этих зданий не учитывает нужды людей. Световые акценты практически отсутствуют, и из-за этого архитектуру не видно в ночное время. Зоны первого этажа, где протекает уличная жизнь, выглядят темными и небезопасными. Полина предлагает целиком осветить партеры жилых домов, сделать акценты на угловых фасадах и расставить вертикальные и горизонтальные компактные прожекторы, чтобы выявить ритм архитектуры. Храм на фоне регулярной застройки также выделят с помощью ярких световых пятен.



Часовня


Часовня Параскевы Пятницы — значимое здание не только для красноярцев, но и всех жителей России. Сооружение изображено на десятирублевой банкноте. Проблема в том, что часовню не так-то просто разглядеть в ночное время — для этого придется подняться на Караульную гору и встать в непосредственной близости от здания. Студент Марк Марценюк исходил из этого недостатка.

Другой отправной точкой проекта стал внешний декор часовни. Он состоит из крупных членений и рассчитан на восприятие с дальних расстояний. Новое освещение подчеркивает эту особенность и создает читаемый издали силуэт, в котором гора и храм выступают новыми символами города.


Музейный центр


Центральным образом и метафорой к проекту послужил утес — Музей современного искусства стоит на берегу реки, откуда началось освоение Красноярска и где был построен первый острог города. «Образ взят из самой природы, а значит и свет должен вести себя на строении соответственно, дабы не разрушать, а подчеркивать архитектуру „утеса“», — объясняет автор проекта Дмитрий Смирнов.

Дмитрий предложил динамически осветить грани музея со всех сторон, при этом меняя освещенность разных граней, чтобы сделать его похожим на игру света и солнца. Нижнюю часть музея убирают под медиафасад, куда проецируется отражение от вод Енисея. Медиафасад также можно встроить и щелях окон, имитируя стекающие потоки дождевой воды. Тем самым, по мысли студента, музей еще органичнее встраивается в ландшафт Красноярска.


Театр


Собирая схему освещения для Театра оперы и балета, Татьяна Бикмансурова подробно исследовала структуру здания, его детали и контекст, а затем обратилась к уже реализованным проектам. В качестве примеров она выбрала объекты, похожие на краснодарский театр по форме и функции — такие, как Большой театр оперы и балета в Минске и оперный театр в Осло.

Посредством четырех видов световых источников Татьяна сделала упор на объемах, материалах и деталях театра: акцентировано внимание на фойе, мраморной облицовке, звездной «сетке» и бронзовых скульптурах на фасаде.


Вокзал


Как и другие участники программы, Мария Вишневская при подготовке проекта погрузилась в историю здания. В газетах конца XIX века писали, что железная дорога открыла «новую эру в Сибири вообще и для Приенисейского края в частности». Символом нового времени стал красноярский вокзал, связавший Москву и Владивосток на Транссибирской магистрали. Два раза это здание претерпевало радикальные перестройки, однако не утратило значимости — до сих пор это одна из архитектурных доминант в городском ансамбле.

В проекте Марии главная цель — не сломать форму, но выделить основные архитектурные элементы вокзала: купол, входы, часы, фронтоны и колонны; подчеркнута симметричность и горизонтальность здания, все светильники спрятаны от глаз прохожих.



Речной фасад

Река Енисей — главный символ Красноярска, поэтому городским набережным в программе МАРШа уделили отдельное внимание. В проекте над речными фасадом задействовали участок по улице Дубовицкого, от Коммунального моста до ТЦ «Галерея Енисея». Здесь находится еще несколько важных зданий, в том числе речной вокзал, филармония и музейный центр.

Глухие части нежилых домов освещены заливающим способом, жилые здания обозначены акцентным освещением; кроме того, фасады жилых домов и значимых сооружений декорированы с помощью светильников. Все это помогает четче обозначить городской силуэт и создает зонированное пространство. Кроме того, авторы проекта уделили внимание отражению в воде, которое в случае с Красноярском становится полноценным самостоятельным элементом городского пейзажа.


Вантовый мост


Световой дизайнер Кира Чекалина разработала проект освещения Виноградовского вантового моста. Пешеходный мост соединяет суетливый центр Красноярска с тихим природным уголком — Татышевым островом.

Сейчас мост освещен только уличными фонарями. Проект Киры подразумевает, что свет будет наполнять всю архитектурную конструкцию, создавая в ней особый ритм, как ноты в мелодии. Кстати, иногда этот мост называют поющим — если приложить ухо к стальным вантам, то можно услышать, как они вибрируют с разной тональностью. Сходство с музыкальным инструментом передано в проекте через освещение, придающее вантам сходство со струнами виолончели.

Защиту проектов следующего модуля — на этот раз по освещению городской среды — можно увидеть лично. В субботу, 9 июня, студенты презентуют работы с 12 до 17 часов. Присоединиться можно в любой момент. Защита пройдет в корпусе А, это 3 строение на Артплее, 5 этаж, ауд. А/5-10.


Если понравится, смело присоединяйтесь к числу студентов коротких летних интенсивов «МАРШ Света» или годичной программы «Световой дизайн».

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще