Архитектура — детям: лучшее

Специальная экспозиция журнала speech: в рамках XX международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва, как и 14-й номер журнала, посвящена детям. Куратор выставки — главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая — отобрала 16 самых ярких построек для детей, реализованных за последние 5 лет в Москве и по всей Европе. На планшетах для ЦДХ их описания очень краткие, однако для виртуальной экскурсии мы подготовили для вас расширенную версию.

Архитектура — детям: лучшее

Почти половина всех детей мира сегодня проживает в мегаполисах, но насколько наши города приспособлены для подрастающего поколения? Достаточно ли построить много детских садов, школ и игровых площадок для того, чтобы город приобрел статус «children friendly»? И какие именно архитектурные и конструктивные решения способны сделать эти объекты подлинными центрами притяжения социальной активности и драйверами образовательного процесса?

Два раздела экспозиции представляют российский и европейский опыт реализации объектов «детской» типологии. Причем объекты, хотя и разделены по географическому признаку, не противопоставлены друг другу — скорее, это разные грани одного «бриллианта» под названием «современный город».

Концерн КРОСТ

МОСКОВСКИЙ ОПЫТ

Российские законы и нормативы не запрещают строить школы по индивидуальным проектам. Однако случаи, когда возможность создать по-настоящему яркое и креативное пространство для детей действительно используется, можно пересчитать по пальцам. Дорого, сложно, по большому счету — никому не нужно: вот наиболее часто высказываемые мнения.

Исключение составляет Москва: одним из приоритетов новой градостроительной политики столицы является качество архитектуры объектов для детей. И если еще несколько лет назад сами понятия «школа» и «детский сад» воспринимались в российской столице как синонимы чего-то однообразно-унылого, то сегодня московские объекты, наоборот, иногда подвергаются критике за излишнюю яркость. Впрочем, активное использование цвета вряд ли может считаться преступлением против архитектуры для детей — в нашей экспозиции мы собрали шесть примеров успешно работающих московских «детских новостроек», которые и в архитектурном отношении украсили свои районы, и в социальном стали очень востребованными.

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

Детская площадка в Саду Баумана одновременно напоминает американские горки, пиратский корабль и тренировочный комплекс для космонавтов. Она спроектирована с учетом потребностей детей разного возраста и рассчитана, в том числе, на посетителей с ограниченными возможностями.

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

Ее территория разделена на участки для детей разного возраста: одна для самых маленьких, две других — для детей от 7 до 10-ти и от 10 до 14 лет. Зона для малышей закрыта и защищена, а для тех, кто постарше, наоборот, сделано более открытое пространство, стимулирующее к активным играм и тренировкам ловкости. Конструкции для лазанья позаимствованы у канатных парков, а по внешнему периметру площадка ограждена разноуровневым пандусом. На одном из участков под опорами пандуса также построена стена с тоннелями, которая стала излюбленным местом для игр в прятки.

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

К сожалению, не все задуманное архитекторами удалось осуществить: в частности, предполагалось, что частью пандуса станет амфитеатр, возле которого должна была появиться стена для фотографирования по мотивам картин Казимира Малевича «Атлеты» и «Женщина с граблями».

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Заказ на проектирование этого детского сада архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий получили уже практически на стадии котлована. Иными словами, садик начали строить по проекту, разработанному другим бюро и уже утвержденному, но так и не доведенному «до ума». От «Атриума» требовалось «дорисовать» фасады и интерьеры — но архитекторы не стали подходить к делу формально и проработали все разделы проекта, включая технологическую схему, и сделав комплекс для дошкольников максимально удобным и при этом ярким.

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Здание общей площадью 2330 кв.м получило выразительную композицию, построенную на чередовании смещенных друг относительно друга блоков ярких цветов. Каждый из блоков имеет индивидуальное колористическое решение, которое напрямую зависит от функции. Бирюзовые и красные с круглыми окнами-иллюминаторами — это лестницы. Салатово-зеленые и оранжевые с прорезанными зигзагообразными вертикалями окон скрывают за собой актовый и спортивный залы, а также большой бассейн на первом этаже. За белыми стенами находятся детские спальни и игровые комнаты — впрочем, и их окна украшены яркими квадратными рамами.

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Интересно, что изначально архитекторы собирались сделать все фасады здания не только разноцветными, но и разнофактурными. Позже от этой идеи пришлось отказаться, однако и за счет сочетания цветов, и благодаря нестандартной конфигурации окон детский сад приобрел яркий индивидуальный облик, сделавший его достопримечательностью всего района.

Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014

Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014

Школа, рассчитанная на 825 учеников, функционально разделена на две части: блок классов и зальный корпус. Помимо основных учебных кабинетов, в ней предусмотрены специализированные комнаты для факультативов, большая библиотека с секцией для индивидуальных занятий, два спортзала, актовый зал и даже камерный кинотеатр. Для самой младшей группы учащихся созданы классы в другой части здания с рекреационными зонами, игровыми комнатами и спальнями для дневного сна.

Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014

Пожалуй, главной особенностью этой школы является то, что учебная часть здесь отделена от общественной — концертные, спортивные и танцевальные залы, а также бассейн и библиотека доступны для всех жителей, делая учебное заведение важным культурно-общественным центром всего района.

Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Трехэтажный садик в Куркино — одна из первых построек архитектора Ольги Бумагиной, чье бюро успело стать ключевым проектировщиком московских детских учреждений нового поколения. Проект этого трехэтажного детского сада разработан специально для условий плотной городской застройки — за счет предельно рациональной прямоугольной формы его площадь минимизирована до 1253 кв.м, на которой, тем не менее, нашлось место и для спортивного зала, и для бассейна, и для собственно групповых помещений.

Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Конструктивная схема здания (каркасно-стеновая, с поперечными и продольными несущими стенами) позволяет использовать принцип свободной планировки. Колористическое решение фасадов построено на контрасте темно-серого фона и ярких прямоугольных и квадратных вставок, окружающих оконные проемы и витражи. Кажущаяся случайность в чередовании цветов и размерах пятен придают зданию современный динамичный характер.

ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Детский сад общей площадью 4000 кв. м представляет собой достаточно компактное, прямоугольное в плане здание высотой 3 этажа. Центром его внутренней планировки стала входная группа главного входа и центральная двухмаршевая лестница.

ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Три этажа здания поделены между группами таким образом, что на более верхних этажах занимаются более старшие воспитанники. Спортивно-общественные зоны также расположены на первом этаже детского сада.

В наружной отделке здания применены «вентилируемые» фасады с облицовкой фиброцементными плитами, а его сдержанное светлое колористическое решение продиктовано окружающей жилой застройкой.

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Проект реализован в рамках Адресной инвестиционной программы г. Москвы и рассчитан на 450 учеников. Протяженный корпус школы визуально и функционально разделен на две части — учебную и общественно-спортивную, между которыми в качестве связующего звена расположена вместительная рекреация.

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Учебные помещения, в свою очередь, тоже сгруппированы в две секции — для средних (5-9) и для старших (10-11) классов, а общественно-спортивное звено сформировано спортивным и актовым залами, столовой и библиотекой-медиацентром.

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Особое внимание в проекте уделено дизайну фасадов. С учетом планировочной структуры здания разработана двухчастная вертикальная композиция фасадов, с асимметричным расположением цветовых пятен открытых, желтых, салатовых и оранжевых оттенков, а также с дополнительными акцентами на центральной входной зоне и в угловых торцах здания.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Подрастающее поколение сегодня как никогда раньше находится в центре внимания архитекторов и градостроителей, что, в общем, неудивительно для эпохи, когда инвестиции в человеческий потенциал признаны самыми перспективными. Своего максимального разнообразия сегодня достигла, прежде всего, сама типология архитектуры для детей — за развитие таких бесценных навыков, как любознательность, креативность и умение коммуницировать, теперь отвечают не только привычные детские сады и школы, но также всевозможные спортивно-досуговые центры, музеи, библиотеки, специально организованные общественные пространства и игровые зоны. В разделе «Европейский опыт» мы собрали наиболее яркие, на наш взгляд, примеры, реализованные в различных странах Европы за последние годы.

Детская библиотека Ninos Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Детская библиотека Niños Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Это один из ключевых объектов нового городского парка Монтеррея, созданного на месте бывшего металлургического завода. Вытянутый ангар разделен на несколько функциональных зон: помимо собственно библиотеки, здесь есть «Комната искусств и ремесел», театральная студия, выставочное пространство и образовательный центр для взрослых.

Детская библиотека Ninos Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Привычный читальный зал заменила ступенчатая платформа, отсылающая к горному ландшафту Монтеррея. «Возвышенности» служат дополнительными полками для книг и одновременно сиденьями для маленьких читателей. Ярко-желтые вставки — «внутренности» систем хранения и края платформы — расцвечивают серые «горы» и бурые кирпичные стены, подхватывая неоновое буйство под крышей. В этой непринужденной, интригующей цветом и динамичными формами обстановке общение с книгами — а собрание библиотеки насчитывает 5000 томов — становится частью игры, покорением новых вершин и в прямом, и в переносном смысле.

Детская библиотека Ninos Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Чтобы снизить воздействие сооружения на окружающую среду, в здании была установлена система пассивной вентиляции. Воздуховоды, а также открытые конструкции кровли раскрашены в дерзкие цвета — ультрамарин и фуксию — и выступили самыми заметными элементами декора лофтового пространства. Чувствительная, но грамотно дозированная инъекция цвета стала в этом проекте одним из главных способов трансформации сурового цехового здания в дружелюбное и привлекательное для детей.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILÉAS, 2013

Образовательный комплекс включает в себя детский сад, школу и студенческое общежитие. Архитекторы стремились максимально наполнить дневным светом все пространства, а близость парка использовали для того, чтобы сделать архитектуру школы не только абсолютно экологичной, но и визуально интегрированной в новый зеленый городской ландшафт.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

Комплекс действительно максимально раскрыт на парк: архитекторы дробят жилой массив на несколько обособленных объемов, чтобы они не перекрывали визуальные связи с парком и создавали наилучшие условия по инсоляции. Чтобы усилить миметическое перетекание школы в парк, ее стены отделаны панелями зеленого цвета и местами украшены вертикальным озеленением. Жилые же башни «оплетены» более узкими рейками «под дерево».

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

От фасада жилых помещений школу отделяет широкий козырек-навес. Его нижняя поверхность представляет собой перфорированное зеркало из нержавеющей стали, что создает на школьной площадке для игр особую атмосферу. В озеленении этой площадки растения искусно подобраны по цветам, а плавный переход от площадки к парку трактован как огород. Так возникает впечатление островка спокойствия и природы среди плотной городской застройки.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

Школа открылась в сентябре 2013 года и получила французские сертификаты HQE (высокое качество окружающей среды) и BBC (низкие энергозатраты). Что до энергопотребления, то оно действительно соответствует самым экономным нормативам: 36 киловатт в час на 1 кв. м для школы, 42 киловатта в час на 1 кв. м для жилья.

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

Архитектурное бюро Carve — один из лидеров Нидерландов в области ландшафтно-средового дизайна и, в частности, ярких нестандартных уличных игровых зон для детей самого разного возраста. В основу проекта этой игровой площадки положен принцип подражания. Архитекторы исходили из того, что если ребенок приобретает свои первые навыки, подражая взрослым, то почему бы и детской площадке не стать образом и подобием архитектуры жилого массива, для которого она предназначена?

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

В роли «родительской» архитектуры здесь выступает комплекс, спроектированный бюро OMA в виде множества шестиэтажных жилых блоков, которые сложены друг на друга в свободном порядке. Сама площадка также представляет собой динамичную конструкцию из нескольких параллелепипедов, выкрашенных в ярко-синий цвет. Каждый из них заключает в себе целую систему спортивных снарядов.

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

Многочисленные отверстия на разных уровнях превращают площадку в сложный лабиринт, а перфорация стен этих «контейнеров» позволяет создать внутри каждого из них комфортный микроклимат.

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

В состав центра входят детский сад, начальная школа, досуговый комплекс и библиотека. С географией, правда, ему повезло куда меньше, чем с функциональной программой: участок со всех сторон окружен автомобильными магистралями, что, собственно, и вынудило архитекторов решить здание общей площадью 5000 кв. м в виде неправильного треугольника, внутри которого «вырезан» школьный двор.

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

«Обнимающие» двор крылья получили разную высоту: с северной стороны у школы три этажа, с южной — два. Это сделано для того, чтобы в помещения, где учатся дети младших классов, через огромные витражные окна попадало как можно больше солнечного света.

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

Образованные за счет такой композиции террасы озеленены, а фасады облицованы расположенными в мозаичном порядке панелями из массива древесины различных оттенков, что сделало новый образовательный центр заметным ориентиром в панораме района. Крыша здания также превращена в газон, и школа смотрится настоящим зеленым оазисом посреди индустриального города.

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Этот сад решен как мини-город на отдельно взятом участке. Он расположен в довольно старом районе Копенгагена, застроенном невысокими домами из кирпича. Чтобы постройка гармонировала с соседними зданиями, авторы в качестве основного материала тоже выбрали кирпич, но, стремясь подчеркнуть его современное происхождение, нарезали его на тонкие вертикальные «ламели», внешне больше напоминающие деревянные рейки.

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Именно из них и набраны как фасады всех пяти корпусов детского «городка», так и забор, ограждающий принадлежащую садику уличную игровую зону. Причем архитекторы постоянно экспериментируют с шириной зазора между планками: где-то они образуют совершенно глухую поверхность, а где-то превращаются просто в жалюзи (например, на оконных проемах) или почти условную ширму (ограждение со стороны улицы и на эксплуатируемых кровлях). Столь изобретательная отделка помогла сгладить и все острые углы постройки, придав ей нарочито плавные очертания.

Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010

Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010

Пространство для маленьких постояльцев отеля David Citadel занимает площадь 100 кв. м, которые распределены между несколькими перетекающими друг в друга игровым зонами для малышей и компьютерным залом для подростков. Пространство постоянно меняет свою тематику и масштаб, предлагая детям как открытые зоны, наполненные всевозможными игрушками и аттракционами, так и более обособленные уголки, дающие чувство уюта и защищенности.

Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010

В состав игрового центра также включены объекты, напоминающие знаковые достопримечательности Иерусалима, —знаменитые туннели у Стены плача, Ветряная мельница Монтефиоре, рынок Механе Йегуда.

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Комплекс детского сада расположен на участке с сильным перепадом рельефа и состоит из трех объемов, каждый из которых получил архетипичную форму «домика». К дороге садик обращен «экранирующим» объемом, обшитым темным металлом, из которого затем по склону «прорастают» два дома побольше — красный (предназначен для младшей группы из 15 человек) и желтый (вмещает 25 детей постарше).

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Спальни и игровые в обеих группах расположены не рядом, а друг над другом и связаны между собой лестницами, трактованными как пространственный аттракцион и важное с точки зрения коммуникации пространство.

Двор детского сада, за счет перепада рельефа, также разделен на несколько уровней, каждый из которых обозначен собственным цветом.

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

Учтя расположение на холме, существующие ограничения по высоте и необходимость сделать помещения максимально светлыми, а само здание — по возможности запоминающимся, архитектор предложил динамичную, горизонтально ориентированную композицию из четырех спаянных объемов, вместе образующих что-то вроде ленты Мебиуса.

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

К жилому району детский сад обращен выразительной консолью, которой на уровне земли вторят глубокие ниши, вырезанные в теле основного объема. Подобная «пещера» есть у каждой группы: они используются для хранения колясок, инвентаря и просто прогулок в ненастную погоду.

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

В облицовке фасадов применено дерево, медленно и благородно темнеющее под частыми дождями этого края. А вот в интерьерах оно, наоборот, совершенно не тронуто патиной времени: натуральную палитру светло-медовых поверхностей оттеняют вкрапления ярких цветов — в виде мебели, ковровых покрытий и винтовых лестниц.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Эта школа изначально задумывалась не только как учебное заведение, но и как общественный центр коммуны, для которой построена. Архитекторы разделили ее на собственно классы и публичные пространства, разработав сценарии, как последние можно использовать после уроков.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Ради более гибкой планировки авторы отказались от коридорной системы, а сама «пористая» структура здания и обилие в интерьерах стекла объясняется их желанием максимально усилить визуальные связи между разными частями и этажами комплекса. Это позволяет детям разных возрастов больше общаться друг с другом.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Впрочем, школа есть школа, и здесь необходимо еще и учиться. Поэтому сами классы выгорожены частично непрозрачными стенами — примерно до высоты 1,3 м они матовые. Внутренний и внешний дворы также отделены от помещений школы прозрачными раздвижными дверями, что позволяет внешнему и внутреннему пространству органично сосуществовать.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

«Работу над каждым своим проектом мы начинаем с тщательного анализа бизнес-плана, — рассказывает Мария Алессандра Сегантини, основатель и партнер бюро C+S Architects. — И если честно, всегда в первую очередь думаем о том, на чем можем сэкономить без ущерба для качества проекта. Если можно не использовать утеплитель, мы его не используем, если можно не закрывать его, мы тоже этого не делаем. Конечно, мы всегда особое внимание уделяем местам и материалам, с которым дети непосредственно контактируют, но в отделке просто „для красоты“ ни смысла, ни выгоды нет. Cекрет проектирования объектов для детей в том, чтобы находить баланс между возможным и необходимым, всегда оставляя пространства для дальнейшего развития».

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Центр рассчитан на посетителей в возрасте от 0 до 18 лет. Его необычная форма продиктована близостью к жилым домам: чтобы не затенять окна последних, архитекторы сильно занизили высоту центральной угловой части секции нового здания.

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Фасады и кровля детского дома культуры облицованы одинаковыми стальными панелями, за счет чего создается иллюзия отсутствия у здания «начала» и «конца»: кажется, что это фрагмент ленты Мебиуса, случайно попавший в традиционную застройку квартала. Единообразие поверхностей подчеркнуто и с помощью одинаково оформленных окон: квадратные проемы в широких деревянных рамах обращены как к обеим улицам, так и к небу.

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Интерьер «Амар» тоже совершенно не похож на традиционные учреждения подобного типа: здесь нет ни привычных кабинетов, ни изолированных игровых комнат. Все помещения так или иначе связаны между собой, а в роли центральной коммуникационной зоны выступают лестница и скалодром. Появление последнего, по мнению архитекторов, более чем закономерно: в соответствии со своей формой, два крыла центра трактованы как горные склоны, покорить которые под силу даже самым маленьким посетителям.

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

«В детских объектах мы постоянно ищем баланс — между инновационностью и нормами, между безопасностью и креативностью, — рассказала в интервью нашему журналу Дорте Мандруп. — Очень важной я также считаю тему оптимального соотношения мест, где дети взаимодействуют друг с другом, и мест, где они остаются наедине с собой и учатся быть в одиночестве. Знаете, учителя ведь помешаны на том, чтобы все помещения просматривались и контролировались, — но насколько это гуманно по отношению к ребенку? Насколько это способствует его гармоничному развитию? Это вопрос, который нас как архитекторов постоянно занимает. Мы уверены в том, что в каждом образовательном центре, будь то детский сад или школа, обязательно должны быть места, в которых дети бы не чувствовали себя как в учреждении».

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Фото © Илья Иванов, ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», «Терра Аури», Anagrama, Sergio Grazia, Tucky’s Photography, Florian Kleinfenn, Adam Mørk, Amit Geron, Conveyer, Thomas Bjørnflaten, Alessandra Bello, Jens Lindhe

Авторы экспозиции: Анна Мартовицкая (куратор), Ирина Кузнецова (продюсер), Агния Стерлигова (дизайн экпозиции), Игорь Сон (верстка)

Время и место работы: 27–31 мая 2015 года, Центральный дом художника, 17 зал

Благодарим за помощь в организации партнеров мероприятия: AGC (генеральный партнер экспозиции, предоставил рисовальные доски из цветного безопасного стекла), nora systems GmbH (каучуковое напольное покрытие специально для детских учреждений), Barcelona Design (игровой домик SmartHouse и пуфы).

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще