Смерть в архитектуре: 6 проектов кладбищ, которые отвоевывают место среди живых

Кладбища — один из самых консервативных видов архитектуры. Их устройство тесно связано с традициями и почти не менялось на протяжении истории. Но все чаще слышны разговоры о том, что кладбища нельзя оставлять в нынешнем виде.

Смерть в архитектуре: 6 проектов кладбищ, которые отвоевывают место среди живых

На Земле за все время умерло более 100 миллиардов человек. Многие из этих людей обрели последнее пристанище в могилах. Многие из тех, кто еще жив, будут похоронены точно так же.

Это значит, что территории кладбищ продолжат увеличиваться. Чревато это не только сокращением пространства для живых людей, но и ухудшением экологии — продукты распада отравляют почву и атмосферу. Несмотря на остроту проблемы, кладбища очень тяжело реформировать — они консервативны, так как связаны с религиозными культами.

Тем не менее в 2010-е годы появился целый ряд проектов, которые посвящены тому, как сделать процесс захоронения более рациональным и безопасным — в том числе через архитектуру и современные технологии.

Нью-Йорк. Смерть, которая освещает путь

Умерший становится светом, который освещает путь его родным и близким

В этом смысле дальше всех пошли участники архитектурной лаборатории DeathLAB, созданной на базе Колумбийского университета. Сейчас на их счету два проекта — Constellation Park и Silver Constellation — где тело каждого усопшего помещено в специальный гроб. Примерно на 20-й неделе после похорон в нем накапливается достаточно энергии, чтобы превратить ее в свет пульсирующих огней. Полный цикл занимает 44 недели, а останки умершего исчезают вместе со светом.

Эта концепция позволяет включать кладбища в городскую среду. Они превращаются в мемориальные парки: в DeathLAB это демонстрируют на примере кладбища, размещенного прямо под Манхэттенским мостом. В то же время подобные пространства сохраняют уважение к усопшим, а процесс прощания с ними наполняется новым, метафорическим смыслом. Такой тип захоронения, как утверждают в лаборатории, не будет стоить баснословных денег и обойдется в 500 долларов.


Световые фазы связаны со стадиями принятия смерти, через которые проходят близкие умершего

Проекты Death Lab хороши всем, кроме одного — их вместительности. Подобный тип захоронений обеспечит только 10% мест для жителей Нью-Йорка. И он точно не подойдет для стран с такой плотностью населения, как Индия или Япония, где людям приходится бороться за каждый квадратный метр.

Токио. Прах в воздушных шарах

Все чаще архитекторы предлагают решить проблему переполненности кладбищ через небоскребы для усопших людей. По такому пути пошли в густонаселенном Токио: там провели большой конкурс на создание вертикального кладбища прямо в центральном городском районе Синдзюку. Выиграл китайский проект «Забвение — это конец. Но не смерть», авторы которого предлагают «отступить от удручающей тишины традиционного кладбища».

Это башня, внутри которой — яркие воздушные шары, привязанные к оптоволокну. В эти шары помещен прах усопших. Они постепенно поднимаются вверх и останавливаются лишь тогда, когда покойного навещают близкие. Если никто не приходит слишком долго, шарик улетает в небо. Этот момент — самый последний прощальный ритуал, в котором участвует весь город. Когда шарик лопается, специальный окислительный слой растворяет прах, возвращая его на землю с дождем и ветром.

Париж. Башня, которую видно из вашего окна

В Париже в 2013 году также разработали проект вертикального кладбища, включенного в окружающий контекст. Это винтообразная башня с могилами внутри нее. Каждое захоронение неразрывно связано со средой через гибкую «ветвь», прикрепленную к фасаду здания. Она раскачивается на ветру и служит насестом для городских птиц.

Здание настолько яркое и высокое, что его видно отовсюду. «Это позволяет умершим быть ближе к тем, кому они были дороги», — поясняют авторы проекта. Однако здесь кроется опасность: когда такие места расположены слишком близко к живым людям, это притупляет их внимание и остроту эмоций. Но с другой стороны, не для того ли нужны подобные сооружения, чтобы помочь примириться со смертью?

Осло. Скандальное кладбище-небоскреб

Идею о высотном кладбище в Париже приняли достаточно спокойно, чего нельзя сказать о подобном проекте в Норвегии. В 2013 году студент Мартин Макшерри предложил разместить в центре Осло зеленый небоскреб для похорон. В комплекте со зданием предусмотрен строительный кран — с помощью него будут возводить все новые и новые этажи и поднимать гробы на незанятые уровни. Легкая многоуровневая конструкция пронизана светом и позволяет выращивать растения на каждом этаже.

«Со временем здание станет самым высоким в Осло. Это будет постоянно меняющийся памятник всем жителям города», — объяснял Макшерри на презентации проекта. А сэкономленные таким образом территории, по его замыслу, могли бы послужить для парков и общественных зданий.

Предложение студента была агрессивно встречено как в Норвегии, так и далеко за ее пределами. Претензии общества точнее всех формализовал журналист Мемфис Бейкер, опубликовавший в The Independent’s статью под заголовком «Пожалуйста, не хороните меня в небоскребе». В тексте говорится, что в высотных зданиях «нет ничего возвышенного», и что многие из нас и так проводят в них слишком много времени при жизни.

Мехико. Подземный тоннель

Мексиканский проект Tower for the Dead посредством архитектуры учитывает не только перенаселенность и нехватку земли, но и чувственный опыт скорби. Смерть не должна довлеть над городом, поэтому большая часть здания спрятана под землю — наружу выходит только небольшая цилиндрообразная структура.

На уровне –1 этажа находятся помещения для персонала, часовня и комната для прощаний. Здесь же расположен крематорий. Прах умерших помещают в колумбарии, уходящем под землю на глубину 250 метров. Чтобы дойти до нужной могилы, посетитель спускается по винтовому коридору или на одном из двух лифтов.

Очень важный элемент здесь — окна, которые обращены в пустое пространство в центре башни. Сквозь них даже на самой большой глубине видно дневной свет. Это дарит чувство надежды и позволяет оставаться с «миром живых» даже в замкнутом пространстве, посвященном «миру мертвых».

Шанхай. Реновация для мертвых

Архитектурный проект, который так же как и американский Constellation Park символизирует трансформацию энергии. В кладбище предлагают переделать старый заброшенный газгольдер. Чем больше могил, тем больше деревьев вырастет внутри него. Когда место в газгольдере кончится, люди в знак памяти смогут сажать деревья за его пределами, чтобы сделать парк еще более зеленым.

«Мы надеемся, что в будущем люди будут думать о смерти не как о чем-то ужасном, а как о шансе вернуться в землю», — объясняют авторы проекта.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще