Школы, в которых хочется учиться. Опыт Финляндии

Директор Музея финской архитектуры Юлия Каусте рассказала в лекции на «Стрелке», как дизайн финских школ пробуждает в учениках тягу к знаниям.

Школы, в которых хочется учиться. Опыт Финляндии

Роль здания школы в образовательном процессе Юлия Каусте называет неоспоримой, но предлагает рассматривать финский успех как следствие многолетней работы, которую вели архитекторы, преподаватели и власти Финляндии.

Три постулата определили эту работу: реформы в образовании, архитектурные конкурсы и смена строительных норм. Образовательная система определяет развитие, за ней подтягиваются остальные. Конкурсы привлекают молодые архитектурные бюро, которые привносят свежий взгляд и нестандартные решения. И как раз нормы помогают реализовать более смелые идеи.

Из лекции Юлии мы выбрали несколько архитектурных принципов, три примера разных по формату школ и в конце ответили на вопрос «что нам от этих проектов, если нормы запрещают?».

Принцип 1. Социализация + соучастие


Здание школы часто делится на части, отделяя учеников старших и младших классов, но не изолирует их друг от друга. Широкие лестничные пространства, просторные входные группы, школьные столовые, спортивные площадки и внутренний двор служат местом встреч учеников и местом их социализации.

Большую роль в создании каждой новой школы в Финляндии играет взаимодействие архитекторов проекта с преподавательским составом, администрацией школы, государственными служащими и даже рядовыми жителями города.

Принцип 2. Свобода выбора


Все меньше проектируется традиционных классов с рядами столов и выделенным местом для учителя. В новых школах преобладают открытые пространства, залы для интерактивных занятий, классы-трансформеры, где учитель сам определяет, как именно будет проходить урок и как сегодня в нем будет расставлена мебель. Ученикам дают шкафчики с замками, где они могут оставлять свои вещи, а сами располагаться не за партами, а на мягких пуфах. Учителя обсуждают с архитекторами свои пожелания и предпочтения. Это уже не просто школы, а центры обучения.

Школьные здания не только работают в дневные часы, а после этого закрываются. Нет, школа является многофункциональным пространством, в ней проводятся различные мероприятия и активности, которые доступны всем жителям окрестностей.

Принцип 3. Синтез искусств


1% бюджета на строительство идет на оформление школы предметами искусства. Так в школьной столовой, например, может появиться необычная люстра, созданная дизайнером специально для этого проекта, или декоративное панно, украшающее вход в школу.

Архитектура современных школ в Финляндии является отражением этих базовых ценностей для финского образования. Ниже несколько примеров таких школ.

Пример 1. Средняя школа Enter—Sipoo для старших классов


Сиппо, Хельсинки
K2S Architects

Здание построено по принципу павильона и имеет Г-образную форму. Такая форма здания позволила организовать два изогнутых внутренних дворика: один находится по направлению к саду кампуса, второй соединен с главным входом на территорию.

Фасадное остекление позволяет преподавателям и ученикам наблюдать за происходящим во дворе. В саду есть беспроводной интернет, что дает заниматься там в хорошую погоду. А фруктовые деревья, растущие в нем, зацветают как раз во время выпускных мероприятий, в конце мая.

В центральном лобби расположена литая бетонная лестница, которая является местом встреч учащихся, неподалеку находятся небольшая медиатека и кафе.

Пример 2. Общеобразовательная школа Hiidenkivi


Хельсинки
Häkli Architects

Школу построили на месте бывшего завода по производству асбеста, что повлияло на облик здания. Часть фасадов облицевали разноцветными цементными панелями, а со стороны парка архитекторы выбрали кирпич. Для внутреннего двора использовали алюминиевые и стеклянные панели и фанеру, на которой художник Стиг Баумгартнер (Stig Baumgartner) изобразил абстрактные рисунки — тот самый 1% на искусство.

Школа рассчитана приблизительно на 830 учеников. Исходя из этого было рассчитано количество входов, их восемь. Пять из них для старшеклассников, они открывают проход в вестибюли, расположенные вокруг двора. Три — для учеников младших классов — ведут сразу на первый этаж.

Общеобразовательная школа Hiidenkivi 

Часть здания вокруг внутреннего двора включает кластеры кабинетов по различным предметам, имеющих необычную форму трехлистника клевера. Все три кабинета, составляющие кластер, имеют стеклянные стены, которые выходят в коридор. В коридоре расположены столы и лавки, и он может стать также местом проведения занятий. Столовая, библиотека и главный вход были перенесены в центр здания, между двумя дворами.

Другая часть здания с учебными классами обрамляет учительский дворик с высаженными кустарниками. К ней имеется прямой доступ с улицы для удобства использования этих помещений в вечернее время.

В отличие от довольно яркого фасада здания, в оформлении интерьеров использовались спокойные светлые оттенки. Единственным исключением стала темно-красная стена, которая помогает ученикам ориентироваться в здании.

Пример 3. Международная школа Opinmäki


Эспоо, Хельсинки
Esa Ruskepää Architects

Opinmäki — современный учебный центр, архитектура которого призвана вдохновить учеников на совместную работу. Это не просто школа, а полноценный многофункциональный комплекс для всех жителей близлежащих районов. Кроме школы и детского сада на территории работают тематические клубы и организации.

Помещения в школе выполняют несколько функций. Например, столовая и зрительный зал соединены перегородкой, которая может быть убрана и на ее месте появится большая сцена. Школьные мастерские могут быть арендованы и использованы вечером, после того как школьники отправятся домой.

В школе приветствуются педагогические принципы обучения в команде. Поэтому многие классы представляют собой мобильные пространства без привычных рядов из столов и стульев, их стены могут передвигаться в случае необходимости. В зависимости от поставленной задачи преподаватель может формировать различные группы учеников для выполнения учебных заданий. Вся мебель подвижная, она или имеет колеса или может быть легко переставлена. Часто стулья заменяют мягкие пуфы.

«Что нам от этих проектов, если нормы запрещают?» Ответ есть


Только Юлия Каусте закончила лекцию, первый же вопрос задали про нормы. Дескать, в презентации все красиво, но российские реалии такого не позволяют, как тут быть?

Сходу было сложно что-то посоветовать, но часть ответов есть на «Архспиче». Архитектор бюро «Атриум» Анна Шапиро доказывала, что российские нормы позволяют больше, чем мы привыкли думать. Остроумные решения из практики бюро и советы по общению с органами Экспертизы читайте в материале «Через не могу. Мешают ли Российские нормы проектировать современные школы».

И еще про школы


5 школ, в которые ваши дети ходили бы с удовольствием

Два детских сада и школа, где детям разрешают бегать по крышам

Школы для «других детей»

Архитектура — детям: лучшие примеры из России и Европы за последние 5 лет

14-й номер журнала speech: «Архитектура для детей»

РАССЫЛКА arch:speech