Сергей Труханов: «Не стоит ждать, что будешь заниматься только тем, что интересно»

Основатель бюро T+T architects — о том, как выжить молодому архитектору в кризис, где найти тот трамплин, что перенесет новичка прямиком в большую архитектуру, и что можно делать в принципе, чтобы добиться успеха.

Сергей Труханов: «Не стоит ждать, что будешь заниматься только тем, что интересно»

На распутье


Если вы — начинающий архитектор, то у вас варианта два. Первый: пойти в проектный институт или к крупному застройщику и расставлять унитазы, пока не повысят категорию и не переведут в черчение лестничных клеток. Второй вариант — идти своим путем и пытаться объединяться в небольшие бюро.

Это две принципиально разные модели: не у многих после долгих лет работы в проектном институте остается творческий запал. Хотя находятся и те, для кого это, наоборот, хорошая закалка, и творческое начало оказывается подкрепленным технической базой.

Тут еще вопрос амбиций — молодым хочется все и сразу. Я, например, исключительно из этих соображений создал свое бюро в юном возрасте. Ждать и гадать, пока в меня вложат (или нет) необходимый объем практического опыта не хотелось, было сильно желание самому принимать решения, хотя этот путь тяжелее, и все ошибки исправлять приходится тоже самому. Никто за тебя не вступится.

Офис бюро T+T architects. Проект Roofpoint  Офис бюро T+T architects. Проект Roofpoint  

А главное — пассивное отношение к получаемому результату, которое можно, как вирус, подхватить в крупном проектном институте, где от тебя мало что зависит, — для собственного бизнеса совсем не подходит. Если ты чего-то не знаешь — сядь и разберись, в крайнем случае — подойди и спроси, разберемся вместе. Мы здесь в T+T — в основном молодежь, поэтому без дополнительного самообразования — никуда.

Есть еще третий путь — авторские серьезные бюро. Хороший вариант. Но туда очень сложно попасть, и текучка, как правило, совсем небольшая. Хотя это идеальная история — звезда-наставник, у которого, если огонь горит в глазах, ты сможешь очень многому научиться. В какой-то мере это близко подходу европейцев: у них считается, что архитектор может состояться только годам к 40. Именно тогда он начинает думать не только о собственных интересах, но и об интересах профессии, то есть окружающих его людей. И только в этот момент можно принимать решение о «самостоятельном плавании».

Однако даже в этом случае не стоит ждать, что будешь заниматься только тем, чем интересно. За четыре года мы сделали 59 проектов, но в портфолио из них попало не больше 15. Все остальное — то, из чего платится зарплата. Офисы, для которых мы сделали «рабочку», небольшие благоустройства дворов, подъезды, фасады паркингов или типовое жилье — таких проектов две трети, и эта пропорция вряд ли уменьшится. А если ты хочешь быть только идейным, то тебе нужно надежное финансовое плечо: имиджевые проекты зачастую убыточные.

Офис бюро T+T architects. Проект Roofpoint  Офис бюро T+T architects. Проект Roofpoint  

С чего начать


Когда командой из 11 человек в конце 2011 года мы основали T+T, то это была в основном интерьерная история. В конце концов, все с этого начинают: интерьеры — понятный и быстрый трамплин. Но уже в начале 2012-го решились на авантюру — пригласили дополнительную команду «для большой архитектуры»: без конкретного заказа, на перспективу. И пока, чтобы закрывать риски по загрузке и финансам, часть команды продолжала заниматься интерьерами, другая часть, как это свойственно молодежи, раздула щеки и решительно отправилась в атаку. Где-то мы упали по деньгам, где-то давили на жалость, где-то подкупили авантюрностью своих концепций — так или иначе, мы продолжали убеждать заказчиков, что сможем сделать город-сад.

Это был тяжелый, но романтический период. Мозг еще не тяготили не только ненужные стереотипы, но и полученные потом практичекие знания — мы могли предлагать заказчикам совершенно фантазийные решения. Так, например, в итоге получился проект, который дал нам еще один необходимый трамплин: еще на проектной стадии лофты studio#8 позволили нам неплохо о себе заявить. Мы осознали, что действительно можем, и стали развивать историю с реновацией и реконструкцией.

Небольшая оговорка — квартиры мы не делаем. Когда я говорю «интерьеры», то имею виду коммерческие пространства. Квартиры — это другая лига. Конечно, есть бюро, которым удается совмещать. Но для нас это просто невыгодно. Частный заказчик никуда не спешит, распоряжается своими собственными деньгами, может год выбирать плитку для санузла. А ты вынужден каждый раз идти ему навстречу, потому что цена контракта фиксированная, и мысленно уже готов спалить его жилище. Приходится либо выделять ему людей в «безраздельное пользование», либо заниматься его проектом «в свободное от работы время».

Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити»Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити»

Как продолжить


Очень важно четко сформулировать кредо, свои рабочие принципы. Когда ты говоришь, что проектируешь все, то скорее всего, это значит — не проектируешь ничего. Потому что очень тяжело быть докой во всем. Мы, например, достаточно долго изучали историю с реновациями. Мы говорили: да, у нас в портфеле мало объектов нового строительства, но зато имеем богатый опыт реноваций. И до сих утверждаем: реновации — это наш конек.

Как определить, какую нишу занять? Тем, кто решил идти самостоятельно, правильнее двигаться в мейнстриме. Очень показателен опыт бюро «Практика»: они выиграли открытый конкурс на проект офиса и реализовали его, после чего у них было много проектов связанных с дизайн-заводом «Флакон». Руководитель и идеолог «Флакона» Николай Матушевский сам очень идейный и креативный, и «Практика» оказались отличными иллюстраторами его начинаний. Плюс ко всему они попали в модную тему — с благоустройствами, павильонами и общественными пространствами.

Для нас очень показательными были конец 2014-го и весь 2015-й. Закрепив за собой репутацию бюро, которое занимается реконструкцией, мы вдруг осознали, что ниша «забилась», и тема стала излишне популярной. Порой даже настолько, что для девелопера достаточно было придумать симпатичный фасад — и все, можно продавать. Реновацией увлеклись очень многие, особенно начинающие бюро. Этот рынок не устоялся, поэтому можно было серьезно демпинговать. Неудивительно, что стали востребованы особенно молодые архитекторы.

И тут — конкурс на набережную River Park. К этому моменту мы только начали детально осваивать эту область. И хотя в конкурсе мы заняли только второе место, заказчик нас заметил и заключил контракт на благоустройство на другой объем работ. Теперь мы официально разбираемся в благоустройстве! Мы пережили тяжелое время, всего лишь подкорректировав профиль. И такая гибкость, на мой взгляд, — основное оружие, которым нужно пользоваться, — и в кризисной ситуации, и тогда, когда находишься в самом начале пути.

Конкурсный проект набережной River ParkКонкурсный проект набережной River Park

Куда развиваться


Тем не менее, объять необъятное нельзя, и сегодня нам хочется отточить то, что есть. Мы намеренно пока что сдерживаем себя в росте и не набираем слишком много заказов (сейчас это несложно) и людей — чтобы потом чисто физически не справиться с выполнением и управлением.

Сейчас мы развиваемся не вширь, а в глубину. Хотим от и до изучить процессы реновации, начиная с функционального программирования территории и заканчивая методикой реставрации. Большая часть научно-исследовательской работы происходит на этапе концепции. Что, почему, зачем, откуда, все выявляемые причинно-следственные связи — чтобы архитектура и все твои решения не оказались случайными. И хотя анализ — это всего лишь 20% от времени общего проектирования, мы хотим совершенствоваться в таких вещах, чтобы количество перешло в качество.

Что-то новое брать пока рано. Если бы нам сегодня предложили спроектировать большой микрорайон, одни бы мы точно не взялись, скорее в команде с опытным партнером. В одиночку мы потратили бы больше времени на то, чтобы сделать этот проект качественно и хорошо. Да, возможно, обходя стороной поле с граблями, ты теряешь ценный опыт. Но, как минимум, нужно идти не напролом, а по касательной.

Конкурсный проект набережной River ParkКонкурсный проект набережной River Park

Как развиваться


На тендерах или конкурсах, декларирующих участие молодых бюро, часто выдвигают требование — портфолио релевантных проектов. Но если ты молодой архитектор, то откуда ему у тебя взяться? Выхода как всегда два: консорциум с более опытным бюро или сесть и самому изучить нужную тему. И тогда потом эту конкурсную концепцию можно будет показывать потенциальному заказчику — в том числе в качестве «релевантного проекта».

Найти своего заказчика — жизненно необходимо. Как — единого рецепта нет. Его можно встретить везде. Вот и на конкурсах тоже: хороший проект, красноречиво выступил на защите — и, независимо от того, победишь или нет, считай, положительное впечатление о тебе как о специалисте у потенциального заказчика составлено. Можно двигаться дальше.

У нас есть проект Roofpoint — настолько же бесполезный коммерчески, насколько полезный с точки зрения имиджа. С большей частью своих коллег по цеху мы познакомились именно здесь. Те архитекторы, на чьи работы мы смотрели с благоговением, оказались абсолютно живыми и нормальными людьми.

Мы придумали Roofpoint как способ вписаться в рынок. К тому же того требовала наша, порой анархическая, природа. На большинстве официальных мероприятий по недвижимости любой проект принято хвалить. Но мы решили, что хотим сделать площадку, на которой обсуждать и говорить то, что действительно думаем. Не всегда этой идее удается следовать, особенно сложно бывает с девелоперами — они всегда норовят транслировать официальную «позицию партии». А вот архитекторов удается раскрутить на честность довольно часто.

Участие в неформальной жизни, организация собственных публичных мероприятий — тоже отличный способ заявить о себе. «Британка» и МАРШ проводят множество лекций и мастер-классов: можно прийти и сказать, что у тебя есть интересная тема для обсуждения. И если потенциального заказчика вряд ли удастся там встретить, то как информационный повод — это отличная возможность.

Как ни крути, самый лучший рекламный носитель — это по-прежнему из уст в уста. Сарафанное радио — единственное, чья информация не подвергается сомнению. Рекомендация даже плохо знакомого девелопера для заказчика будет весомей любой имиджевой публикации. Она и обеспечивает нам 70% рутинной работы, которая, в свою очередь, обеспечивает жизнь бюро.

Проект лофт-квартала «Мельница Шмидта»Проект лофт-квартала «Мельница Шмидта»

Вместо напутствия


Что еще помогло нам выжить — так это четкая сформулированная идеология. Неправильно думать, что подобное нужно только для больших компаний, которые по утрам распевают корпоративные гимны. Понимать принципы бюро и чем оно отличается от других — действительно очень важно.

Для нас такими принципами стали открытость и прозрачность (T+T — transparency territory) всех наших проектных решений: неслучайность каждого архитектурного элемента, обоснованность изгиба каждой плоскости, все то, что делает архитектуру понятной и логичной, а не какой-то магией.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще