Сергей Кузнецов. «Архитектурные рисунки»

В итальянском издательстве Skira вышла книга «Sergey Kuznetsov. Architecture Drawings», представляющая рисунки главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Редактором издания выступил известный итальянский арт-критик и куратор Лука Молинари, а предисловия, посвященные роли рисунка в профессии и творчестве современного архитектора, написали Сантьяго Калатрава и Массимилиано Фуксас. 

Сергей Кузнецов. «Архитектурные рисунки»

Презентация книги состоится 24 ноября в ГМИИ им. А.С. Пушкина

В монографии представлено более ста двадцати рисунков, созданных Сергеем Кузнецовым во время путешествий по Европе, Азии и Америке. Сверстанная как классический альбом по искусству, книга позволяет знакомиться с каждой работой максимально подробно: большая часть рисунков показаны не только целиком, но и своими наиболее интересными и выразительными фрагментами.

Выходные данные: Sergey Kuznetsov. Architecture Drawings. Italy, Skira, 2015. Приобрести книгу можно в нашем онлайн-магазине

Ниже приводим интервью, сделанным с Сергеем Кузнецовым специально для книги «Sergey Kuznetsov. Architecture Drawings»

Сергей Кузнецов. Архитектурные рисунки

Что такое для вас рисунок? Когда вы начали рассматривать рисунок как необходимую часть вашего образования и обучения?

Рисование всегда было для меня внутренней, насущной потребностью, но переломным моментом в моем понимании роли рисунка, пожалуй, стал период подготовки к поступлению в институт. Тут важно отметить, что в Московском архитектурном институте и в российской архитектурной школе в целом работе руками традиционно уделяется очень большое внимание — и речь не только о рисунке, но и скульптурном творчестве, живописи, моделировании, макетировании, черчении. Отечественное архитектурное образование до сих пор строится на этом. И хотя многим это кажется архаичным, лично я считаю это очень полезным. Ведь именно через работу руками лучше всего понимаешь и ощущаешь пропорции и пространство. И хотя мои институтские годы давно позади, я до сих пор использую рисунок как основное средство познания архитектуры и постоянно открываю с помощью рисования ее новые грани. Рисунок был и остается для меня едва ли не самым удобным языком, позволяющим передать архитектурные впечатления и мысли по поводу тех или иных сооружений.

Как рисунок помогает и влияет на процесс проектирования?

Рисунок помогает структурировать впечатления от увиденных архитектурных сооружений, потому что в процессе рисования я не только анализирую композиционные и декоративные приемы, но и, скажем, способы работы с материалами, фактуры и т.д. И это, в свою очередь, помогает глубже понять смысл конструкции, декорации и то, как конструктивные и декоративные элементы сосуществуют и «работают» вместе. Конечно, это не значит, что потом в своей работе я просто копирую какие-то приемы. Просто когда много смотришь и рисуешь, все это совершенно иначе откладывается в голове и потом находит отражение в работе. Скажем, рисование готических соборов с их повторяющимися аркадами напрямую повлияло на проект Казанского дворца водных видов спорта. Этот объект — абсолютная рифма к теме повторяющихся аркад с розеткой и с цветным стеклянным витражом в конце.

Сергей Кузнецов. Архитектурные рисунки

Изучая Ваши рисунки, видишь определенную связь и преемственность с поколениями русских художников и архитекторов, которые считали Италию и Европу центром своих исследований и вдохновения. Чувствуете ли Вы сами эту преемственность?

Действительно, русские художники и архитекторы всегда изучали Италию. И прошедшая в 2014 году выставка «Только Италия!» в Третьяковской галерее, например, очень подробно исследовала этот феномен. И, в общем, про Италию все понятно: именно там находятся образцы античной культуры и архитектуры, которые всегда лежали в основе академического образования не только в России, но и в других странах. Корни классицистической архитектуры многих стран, безусловно, находятся именно в Италии, так что не удивительно, что архитекторы многих поколений приезжали туда изучать «первоисточники». С точки зрения образования изучение первичного опыта всегда ценнее, чем производных, хотя и производные бывают тоже очень интересными. Лично я в Италии нахожу для себя источник вдохновения и богатейшие возможности для изучения натуры. Конечно, многие выдающиеся графики рисовали не только Италию: есть много очень интересных рисунков произведений советской архитектуры или американской, или, скажем, мексиканской. В мире вообще построено очень много зданий, интересных для рисовальщиков, но итальянская классика, я считаю, являются базисом для всего.

Как главный архитектор Москвы Вы имеете дело с переосмыслением городских пространств и со стратегией развития города на ближайшее десятилетие. Есть ли какая связь между Вашим исследованием среды через рисунки и этой работой?

Не стоит делать из рисунка универсальное средство изучения и проектирования всего и вся. Просто города, в которых мы рисуем, как правило, очень разумно устроены с точки зрения организации общественных пространств. Расположенные в них памятники притягивают к себе огромное количество людей, и то, как организованы пространства вокруг этих сооружений, как распределяются потоки туристов и горожан, как взаимодействуют между собой историческая застройка и современная, — все это запоминается и анализируется в процессе рисования и параллельно с ним. Иными словами, рисуя, ты много ездишь и видишь, эти примеры накапливаются и откладываются, и потом их можно легко брать в работу.

Сергей Кузнецов. Архитектурные рисунки

Я чувствую, что рисунок для вас — радостное, захватывающее увлечение. Не могли бы Вы описать свой подход к рисованию? Как Вы выбираете сюжеты Ваших рисунков?

Рисунок, безусловно, является средством отдыха и расслабления. Место выбирается по очень простому принципу — хочется найти нетривиальный вид даже у самых известных построек, плюс интересно через перспективу и объемное пространственное построение рисунка выявить какие-то интересные черты памятника. Они, может быть, будут гипертрофированы в рисунке и отличаться от реальности. Рисунок — это не всегда повторение реальности, это некая подача эффекта, который производит здание (или группа зданий) на зрителя, в данном случае — на меня. И какие-то вещи я часто делаю нарочито по-другому, чем они есть в натуре, чтобы подчеркнуть значимость эффекта.

Какую роль должен иметь сегодня рисунок в образовании и обучении архитекторов?

Я уверен, что рисунок — это ключевой элемент архитектурного образования. Не заниматься рисунком, который тебе преподают, — это все равно, что изучать предмет, не зная языка. Я считаю, что рисунок — это абсолютно базовый навык, с которого нужно начинать обучение и который нужно развивать на протяжении всей карьеры. Мне кажется, в современном архитектурном образовании ни в коем случае не должна быть упущена культура работы руками. До того, как проектировщик начнет работать с компьютером, он должен понять законы, по которым строится композиция, падает свет, создается объем, рельеф, пространство. И лучшего способа познать это, чем через рисунок, для архитектора нет.

Сергей Кузнецов. Архитектурные рисунки

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще