Сергей Чобан. «Архитектурные рисунки»

В итальянском издательстве Skira вышла книга «Sergei Tchoban. Architecture Drawings», представляющая более 150 графических работ архитектора Сергея Чобана. Редактором издания выступил известный итальянский арт-критик и куратор Лука Молинари, а предисловия, посвященные роли рисунка в профессии и творчестве современного архитектора, написали Сантьяго Калатрава и Массимилиано Фуксас. 

Сергей Чобан. «Архитектурные рисунки»

Эта книга — классический альбом по искусству, на каждом развороте которого главенствующую роль занимают именно изображения. Сверстанные либо на всю страницу, либо с небольшим запасом «воздуха» на полях, рисунки сопровождены лишь лаконичными подписями с названиями, годом создания и указанием техники, в которой выполнены. Весь массив рисунков, выполненных Сергеем Чобаном в период с 1994 по 2014 годы, разделен на три тематических раздела: «Эскизы, дневники, зарисовки с натуры», «Вода и город», «Образы и фантазии».

Выходные данные: Sergei Tchoban. Architectural Drawings. Italy, Skira, 2015. ISBN: 978-88-572-2542-5. Приобрести книгу можно в нашем онлайн-магазине. Все средства, полученные от продажи книги, пойдут на развитие Музея архитектурного рисунка в Берлине.

Ниже приводим отрывок интервью с Сергеем Чобаном, взятого Лукой Молинари специально для книги «Sergei Tchoban. Architecture Drawings».

За последние двадцать лет вы создали сотни рисунков и эскизов. Что этот вид искусства значит для вас? Когда вы осознали рисование как неотъемлемую часть своего творчества?

Я начал рисовать еще в младших классах школы, активно практиковал рисунок во время учебы в институте. Для меня архитектурный рисунок — это полноценный и самостоятельный вид искусства, позволяющий мне максимально точно выразить мое ощущение пространства, детали, поверхности, то есть всего того, что составляет суть архитектуры.

Сергей Чобан. Sergei Tchoban

Я знаю, что работу над каждым проектом вы начинаете с эскизов. Какую роль рисунок играет для вас в процессе создания архитектурных концепций?

В своих рисунках я исследую драматургию взаимоотношений архитектурных объектов с пространством и друг с другом. Один из самых важных вопросов для меня заключается в том, какую роль современная архитектура играет в структуре исторического города, как старое и новое сосуществуют друг с другом и чем именно классическая архитектура так привлекает каждого из нас. И я не просто зарисовываю постройки прошлого, но всегда размышляю на тему, что современные архитекторы могут добавить к этой гармонии. Как сегодня, не копируя архитектурные приемы прошлого, создавать в городах мизансцены, которые по своей насыщенности и визуальной интриге были бы достойны лучших исторических образцов.

Вы часто рисуете Италию, чем невольно напоминаете мне о русских художниках предыдущих столетий, которые приезжали в города Италии за вдохновением. Вы сами считаете себя преемником этой традиции? И что дает вам Италия сегодня?

Мне кажется, не только русские, но все европейские художники и архитекторы всегда ездили, ездят и будут ездить в Италию за вдохновением, за идеальной натурой для рисунков и за ответами на вечные вопросы о том, что такое гармония и красота. Потрясающие детали из камня, их структура, рельеф, глубина фасадов, игра света на разных поверхностях — материальность итальянской архитектуры, ее качество с точки зрения проработки деталей никого не оставляют равнодушным. Лично я черпаю в этой архитектуре огромное вдохновение — и как рисовальщик, и как архитектор.

Сергей Чобан. Sergei Tchoban

Вы тратите много времени и сил на пропаганду искусства архитектурного рисунка, собирая коллекцию графики мастеров прошлого и руководя работой Музея архитектурного рисунка. Почему сохранение искусства «ручного» рисования кажется вам столь важным сегодня? Какова, на ваш взгляд, роль рисунка в профессии современного архитектора?

Рисунок всегда будет важным языком архитектора, несмотря на то, какую роль в его работе сегодня играет компьютер. Именно рисунок лучше всего помогает раскрыть замысел проекта. Возможно, эскизы не так информативны, как визуализации, но они очаровывают своей рукотворностью и более наглядно представляют процесс создания того или иного объекта. О том, что рисунок востребован, мы можем судить и по постоянно растущему числу посетителей Музея архитектурного рисунка в Берлине.

Как Вы выбираете натуру для своих рисунков?

Признаться, я редко подхожу к решению этого вопроса рационально — просто запоминаю места, которые показались мне особенно выразительными, и при возможности возвращаюсь туда с карандашом и листом бумаги.

Особое место среди ваших рисунков занимают фантазии, а также цикл, посвященный архитектуре на воде, в которых реальность и ее многочисленные отражения создают собственный новый мир. Чем для вас является жанр фантазии? К каким выводам помогает придти?

Я бы сказал, это квинтэссенция моих размышлений о современной архитектуре, выраженная не словами, а языком рисунка. Основным предметом моего исследования является многообразие градостроительных слоев современного города, то, как они смешиваются друг с другом, создавая новую — контрастную — гармонию. Пространства и объемы, высокая плотность застройки и спонтанно возникающие пустоты, сочетание старых и новых материалов, детально проработанных и абсолютно гладких поверхностей — все это слагаемые архитектуры, и мне нравится исследовать их сочетания, пытаясь понять характер мегаполиса XXI века и основной вектор его развития.

Сергей Чобан. Sergei Tchoban

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще