SelgasCano: испанский дуэт, который создает лучшие пространства из пластмассы

Работы SelgasCano сложно спутать с другой архитектурой — их с головой выдает особое отношение к пространству и материалам. Мы выбрали семь объектов, которые ярче всего характеризуют фирменный почерк испанского бюро.

SelgasCano: испанский дуэт, который создает лучшие пространства из пластмассы

Название SelgasCano состоит из фамилий двух основателей — семейной пары архитекторов Хосе Селгаса и Лючии Кано. Совсем недавно архитекторам даже прочили Притцкера: журналист Хосу Пулутасиг, предсказавший победу мадридского бюро RCR, назвал пару наиболее вероятными претендентами 2018 года. Но если об RCR мало кто знал до вручения премии, то SelgasCano уже несколько лет на слуху у архитектурного сообщества.

По-настоящему заговорили о них после Летнего павильона в галерее Серпентайн. В 2015 году Хосе и Лючия создали в Кенсингтонском саду радужную структуру, вдохновленную хаотичным движением пассажиров лондонского метро. Конструкцию покрыли полупрозрачной оболочкой и осветили изнутри, поэтому особенно эффектно она выглядела вечером, когда превращалась в яркое пятно среди деревьев.

Это не единственный временный объект SelgasCano — к примеру, они проектировали волнообразный павильон для бренда Martell во французском городе Коньяк и павильон для выставки в Музее искусств Копенгагена. Однако арт-проекты — скорее следствие, чем причина, по которой Хосе и Лючия известны в профессиональном сообществе. Истинное признание пришло к ним благодаря пространствам для работы, в том числе офисам нового типа.


Офис в лесу: собственная студия в Мадриде


Лучшая иллюстрация к философии SelgasCano — их собственный офис. В этом небольшом здании воплотилась любовь к ярким цветам, прозрачным материалам, плавным линиям и природе. Лючия и Хосе мечтали работать среди деревьев, поэтому выбрали тихий участок в пригороде Мадрида.

В отличие от большинства офисных сотрудников, подчиненные SelgasCano каждый день проводят в лесу — и рассказывают, что иногда, оторвав взгляд от компьютера, можно увидеть змею, проползающую на уровне глаз. Нижняя половина здания выполнена из бетона, что позволило углубить его в грунт. Благодаря угловому окну закругленной формы большую часть дня бело-желто-зеленое пространство студии освещено солнцем.

И похоже, что это здание действительно настраивает рабочий лад — дети Хосе и Люсии часто сами приходят сюда делать уроки, так как им нравится атмосфера, которую создали родители.


Эко + техно: офисы проекта Second Home


Одним из самых плодотворных в истории бюро стало сотрудничество со стартапом Second Home («Второй дом» — англ.), который также специализируется на рабочих пространствах. SelgasCano разработали для них несколько офисов и коворкингов, в том числе в здании, где до недавних пор находилось бюро Ричарда Роджерса.

Теперь здесь практически нет прямых углов — пространства Second Home состоят из лабиринтов и зигзагообразных «тропинок», пролегающих между рабочими местами и многочисленными цветочными кадками. На крыше сотрудники могут отдыхать среди водоемов, имеющих ту же изогнутую форму, что и остальной интерьер.

Все это кажется полным хаосом — особенно на фоне классических офисов, где все пространство подчинено строгим правилам. Но нарочитая беспорядочность позволяет сотрудникам оставаться в тонусе, даже если они отвлекаются на яркую обстановку вокруг — еще Леонардо да Винчи говорил о пользе созерцания и о том, что окружающее разнообразие побуждает нас мыслить более свободно.


Libreria: бесконечный книжный магазин


Через дорогу от Second Home находится другой объект архитекторов — необычный книжный магазин Libreria, вдохновение для которого SelgasCano черпали из рассказа «Вавилонская библиотека» Хорхе Луиса Борхеса.

В книге описана библиотека в роли Вселенной: в ней потенциально собраны абсолютно все написанные и ненаписанные книги человечества. Ее сложная и бесконечная структура передана в Libreria через сделанные волнистыми полки и зеркальный потолок, создающий ощущение бесконечного пространства.


Арт-объект, который стал школой


Еще один принцип SelgasCano — принципиальное использование экономичных материалов. Иногда это приводило к самым неожиданным последствиям — например, позволило использовать один из их арт-объектов в качестве школы. Идею подал постоянный фотограф бюро Иван Баан, который делал фотопроект о кенийских трущобах и наткнулся на тесную и плохо оборудованную школу в городе Кибера.

Вернувшись из Африки, фотограф увидел один из павильонов SelgasCano в Музее искусств Копенгагена: он состоял из плексигласа и металлических сеток на простом каркасе. Баан и предложил Хосе и Лючии пожертвовать постройку африканским школьникам. Они не просто согласились, но и доработали проект, чтобы в нем было удобнее учиться: внутри появились классы, туалеты и кабинет директора. Роль сидений выполняют пластиковые контейнеры, наполненные водой. Их также расставили по периметру здания в качестве балансировочных утяжелителей.


El «B»: аудитория в Картахене


Симпатия SelgasCano к прозрачным материалам достигла своего апогея в здании аудитории El «B» в испанском городе Картахена. Фасад состоит из экструдированного полупрозрачного пластика, а попадая внутрь, посетители первым делом видят светлый атриум, пересеченный пластиковыми лестницами.

Важно отметить, что это смелое здание не встревает в конфликт со средой — напротив, оно подпитано всем окружающим. El «B» находится в гавани, и его продолговатая горизонтальная форма вторит береговой линии; неизменное спокойствие морской глади отражено в его плоской поверхности; наконец, полупрозрачная облицовка позволяет небу отражаться и сливаться с архитектурой.


Silicon House: природа — это главное


Жилой дом у SelgasCano всего один — и это их собственный дом. Его спроектировали в качестве противовеса одной из идей Корбюзье. Если знаменитый модернист считал, что нужно оставлять в архитектуре пустоту, которую могла бы заполнить природа, то Хосе и Лючия пришли к выводу, что флора и фауна и так окружает человека повсюду — а значит, это он должен наполнять ее.

Дом состоит из двух горизонтальных платформ и полностью ориентирован на экстерьер — главенствующую роль в нем занимают деревья, а зданию ничего не остается кроме как скромно ютиться между ними. По той же причине практически отсутствуют наружные стены, вместо них — сплошное остекление, которое позволяет человеку всегда оставаться рядом с природой — как впрочем и остальные проекты SelgasCano.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще