Себя показать: 6 знаковых русских павильонов на Всемирных выставках

В преддверии открытия в Милане главной выставки планеты — EXPO 2015 — мы решили вспомнить самые выдающиеся «выступления» России и СССР на Всемирных выставках прошлого столетия.

Себя показать: 6 знаковых русских павильонов на Всемирных выставках

Архитектура национального павильона — это всегда высказывание. Через нее государство говорит о своих научных достижениях, художественных предпочтениях и политическом курсе. Выстраиваешь павильоны разных лет в ряд — и получаешь своеобразную «кривую эволюции». Куда она нас вывела на сегодняшний день, мы уже писали. Интереснее проследить, как мы к этому пришли.

Год 1900-й: индустриальный бум под стенами Кремля

Как пишут источники, «до 1900 года Россия на Всемирных выставках была представлена слабо» — в основном это были русские избы и прочие порождения «стиля рюс» с резными наличниками. Зато в первом же году XX века тогда еще великая империя с триумфом вернулась в Париж: именно сюда Россия приехала на Всемирную выставку впервые, в 1867 году, а в 1900-м ей выделили самый большой участок — 24 000 квадратных метра.

Год 1900-й: индустриальный бум под стенами Кремля

Размах есть размах: организовали специальную комиссию, потратили огромные деньги. Центральное сооружение по проекту архитектора императорского двора Роберта-Фридриха Мельцера носило название Павильон русских окраин и опиралось на архитектуру кремлей Москвы и Казани — с характерными башенками, бусинками и бровками. Надо сказать, что на этой выставке Россия представила сразу несколько действительно важных достижений и удостоилась ряда наград. Золотая медаль из рук самого Густава Эйфеля досталась инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост. А гран-при получил аттракцион с имитацией Транссибирской магистрали: посетители проходили сквозь вагоны поезда, наблюдая меняющийся за окнами русский пейзаж.

Год 1925-й: да здравствуют Советы, да здравствует конструктивизм

Молодое советское государство впервые участвовало во Всемирной выставке в 1925 году — и опять же в Париже. Это было связано с тем, что годом раньше Франция признала только что появившуюся страну и установила с ней дипломатические отношения. Участие в выставке было шагом стратегическим, имевшим целью продемонстрировать идеи Советов. На проект павильона был объявлен закрытый конкурс, который судили Луначарский и Маяковский.

Павильон СССР на ЭКСПО 1925. Константин Мельников

Из проектов Владимира Щуко, братьев Весниных, Моисея Гинзбурга и других выбрали идею Константина Мельникова. Смелое конструктивистское здание еще во время строительства привлекло внимание французских архитекторов. А после того, как к работе подключился Родченко, раскрасивший его в смелые цвета (красный, серый и белый), постройка и вовсе стала манифестом конструктивизма на мировой арене.

Павильон СССР на ЭКСПО 1925. Константин Мельников

Необычная форма была продиктована не только идеей, но и жизненными реалиями: выделенная площадка составляла всего 11×29,5 м и через нее проходили трамвайные пути. Здание сделали легким, деревянным, без фундамента, стены остеклили. Одним словом, в этой небольшой постройке использовались все приемы, ставшие языком конструктивизма.

Год 1937-й: рабочий и колхозница против третьего рейха

Павильон 1937 года — пожалуй, самый известная российская выставочная постройка в истории. Ступенчатый постамент, спроектированный Борисом Иофаном, венчала статуя Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Основной объем постройки был облицован самаркандским мрамором, а над входом помещались гербы 11 союзных республик.

Павильон СССР на ЭКСПО 1937. Рабочий и колхозница. Борис Иофан

Но не одной архитектурой запомнился павильон СССР потомкам. Ровно напротив него, симметрично относительно оси Эйфелевой башни, поставили павильон Германии, созданный личным архитектором Гитлера Альбертом Шпеером. И если павильон СССР был динамичен, а скульптурная группа как бы рвалась вперед, то немецкий, в котором читалась римская цифра III (Третий Рейх), увенчанная орлом, наоборот, стоял устойчиво и основательно. Архитектурное противостояние двух держав стало символом эпохи.

Павильон СССР на ЭКСПО 1937. Рабочий и колхозница. Борис Иофан

Год 1939-й: новый советский человек в дворцах наземных и подземных

Некоторые конструктивные особенности павильон СССР на выставке в Нью-Йорке позаимствовал у своего парижского предшественника. Однако в целом это была уже куда более массивная и имперская архитектура, созданная Борисом Иофаном и Каро Алабяном. Павильон представлял собой мраморный амфитеатр с огромными пропилеями, украшенными барельефными портретами вождей Ленина и Сталина и скульптурами. Внутри раскрывалась основная тема выставки — «Мир будущего». Но если «главными героями» выставки в целом стали символизирующие демократию Трилон и Перисфера (210-метровый трехгранный обелиск и шар 56 м в диаметре), то в советском павильоне перспективы светлого будущего разворачивались под знаменами коммунизма.

Павильон СССР на ЭКСПО 1939. Борис Иофан и Каро Алабян

На высоком постаменте в центре амфитеатра стояла фигура «Нового советского человека» скульптора Вячеслава Андреева. В поднятой руке он держал пятиконечную рубиновую звезду — явная аллюзия на «Рабочего и колхозницу». В амфитеатре показывались документальные фильмы об СССР и звучала музыка. Внутри павильона можно было увидеть статуи вождей в полный рост, а всевозможные архитектурные и инженерные достижения демонстрировались в виде диарам и макетов.

Самыми популярными экспонатами стали модель Дворца советов и станция метро «Маяковская», представленная «в натуральную величину». Алексей Душкин сделал для выставки один пролет, а с двух сторон расположил огромные зеркала, создающие эффект бесконечности. «Маяковская» получила на выставке первую премию.

Павильон СССР на ЭКСПО 1939. Борис Иофан и Каро Алабян

Год 1967-й: Монреаль-модернизм-Москва

Павильон Всемирной выставки 1967 года, прошедшей в Монреале, хорошо знаком каждому москвичу. Сегодня он стоит на ВДНХ и называется Павильон № 70 (с 1990-х годов — павильон «Москва»). Внутри проходят ярмарки шуб и самоцветов. А когда-то именно эта постройка с «летящей» крышей, спроектированная Борисом Тхором и Ашотом Мндоянцем под руководством Михаила Посохина, с успехом представляла СССР на самой посещаемой Всемирной выставке в истории.

Павильон СССР на ЭКСПО 1967. Михаил Посохин

«Монреальский павильон» (такое название за ним закрепилось) официально признан памятником культурного наследия. Однако судьба его вызывает опасения: один из интереснейших примеров советского модернизма 1960-х все еще находится под угрозой сноса и нещадной к историческим деталям реконструкции.

Павильон СССР на ЭКСПО 1967. Михаил Посохин

Год 1970-й: «поднять над миром красно-белый флаг»

К новому десятилетию эпоха «стеклянных» павильонов завершилась. В 1970 году на выставке в Осаке СССР уже представил совершенно другую форму и идею, выполненную большим авторским коллективом под руководством все того же Михаила Посохина. Постройка представляла собой как бы огромный развевающийся флаг, принявший на ветру форму дуги. Внутренняя часть этой дуги была красная, а наружная белая, что создавало острый визуальный контраст. При этом весь объем здания развивался от более низкого к более высокому и завершался серпом и молотом.

Павильон СССР на ЭКСПО 1970. Михаил Посохин

Низкая часть здания была разделена на три этажа, а шпиль представлял собой единый объем. Входящий в павильон человек сначала проходил по соразмерным ему пространствам, а затем перед ним открывалась гигантская высота устремленного вверх здания. Очевидно, что в динамике формы нашли отражение идеи самого известного российского павильона 1937 года.

Павильон СССР на ЭКСПО 1970. Михаил Посохин

С тех пор Россия выступала на ЭКСПО с собственным павильоном лишь дважды: в смутном 1992-м, когда в срочном порядке после развала СССР пришлось избавляться от серпа и молота, и в 2010-м в Шанхае. Тогда, согласно проекту бюро TOTEMENT/PAPER, павильон был сформирован двенадцатью «сестрами» — будто бы танцующими башнями с этническими красно-золотыми орнаментами, «ножками» развернутыми в сторону внутренней экспозиции (видимо, поэтому сами архитекторы проводили аналогию между башнями и корнями «Мирового дерева славян»).

Впрочем, век XXI-й — это уже совсем другая история.

Изображения © wiki.commons, ru-sovarch.livejournal.com, renclassic.ru, expofrance2025.com, flickr / James Vaughan

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще