Рожденная в огне: терракота в современной архитектуре

Новые технологии превратили обожженную глину в один из самых перспективных материалов для отделки фасадов.

Рожденная в огне: терракота в современной архитектуре

Глина завоевывает мир

Терракота, или обожженная глина — древнейший материал, используемый для строительства. Одно из самых впечатляющих глиняных произведений — терракотовая армия, найденная у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Китае около 40 лет назад, где глиняные скульптуры пролежали более 2 000 лет. 8000 воинов в человеческий рост, лошади, повозки, оружие — все это поражает не только колоссальным объемом работы, но и мастерством исполнения отдельных фигур. Соблюдением пропорций, подробностей анатомии, различными выражениями лиц, застывшими движениями рук и ног, делающими каждого воина уникальным. А обмундирование и военная форма отличаются настолько, что без труда можно определить их ранг!

Терракотовая армия у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Китае

Сейчас, как и прежде, для работы с натуральными материалами важны знания, опыт и мастерство. Современный процесс производства — как на фабрике NBK в Германии — состоит из подготовки материала, экструзии, сушки, затем обжига и обрезки. В том случае, если на поверхность наносится какое-то покрытие, элемент обжигается повторно. Чтобы добиться необычного для натуральной глины цвета, в состав элементов могут включаться различные пигменты.

Главные компоненты терракоты — глина, вода и огонь. Цвет зависит от вида глины и температуры обжига — как правило, это оттенки красно-коричневого. Терракота обладает хорошими технологическими характеристиками: устойчива к холоду, воздействию химических веществ и УФ-лучам, а поверхность прочная и водо- и огенестойкая. Практически безграничны возможности выбора формы изделий, текстуры поверхности и различных покрытий.

Развлекательный комплекс Haven Point. LA Architects

Так, глазурь придает терракоте дополнительные характеристики — блеск и устойчивость к загрязнениям. Материал может быть переработан полностью — или содержать уже использованные раньше элементы (как, например, шамот).

Однако — благодаря технологическому прогрессу и нововведениям — в процессах производства и рецептуре традиционная терракота все чаще используется в новом качестве, в том числе в современной архитектуре. Помимо функциональности, экологичности, долговечности и практичности архитекторы и проектировщики ценят ее универсальность. И найти баланс между следованием традициям и использованием современных технологий в производстве — основная задача для производителей терракоты.

Художественный музей Brandhorst Museum в Мюнхене. Sauerbruch Hutton Художественный музей Brandhorst Museum в Мюнхене. Sauerbruch Hutton

Работа с цветом

Brandhorst Museum — художественный музей в Мюнхене, открытый в 2009 году. В нем представлена коллекция современного искусства Удо Брандхорста и его супруги Анетты Брандхорст. Для декорирования фасада архитекторы Sauerbruch Hutton использовали 36 000 багетов NBK Ceramic, покрытых глазурью 23 нестандартных цветов. Багеты помещены поверх алюминиевого перфорированного покрытия, и отражающиеся солнечные лучи создают еще более футуристичный облик этого и без того яркого здания. В музее находится более 700 произведений искусства, и фасад должен был это отобразить. Во время работы над проектом архитекторы не раз посещали завод, чтобы лично проконтролировать соответствие специально составляемых по этому случаю цветов глазури.

Развлекательный комплекс Haven Point. LA ArchitectsРазвлекательный комплекс Haven Point. LA Architects

Работа с объемом

3D-элементы NBK Ceramic украшают и Haven Point — развлекательный комплекс с бассейном на северо-востоке Англии, открытый Принцем Уильямом в ноябре 2013 года. Эффект объема достигается за счет чередования вогнутых и выпуклых элементов, созданных для этого проекта по эскизам архитекторов LA Architects. Возникает впечатление перетекающих волн на фасаде. Панели покрыты глазурью, которая отражает окружающий ландшафт Южного Тайнсайда.

Галерея Бруно Бшофбергера. Baier Bischofberger ArchitektenГалерея Бруно Бшофбергера. Baier Bischofberger Architekten

Галерея Бруно Бшофбергера. Baier Bischofberger Architekten

Работа фоном

В здании открывшейся этим летом галереи главного продавца американских художников в Европе — Бруно Бшофбергера — пластичные акценты смещены в сторону ажурных элементов из бетона и «пупырчатых» панелей из полимеров. Зато все эти барельефы современного толка как нельзя лучше оттеняют панели из глянцевой, почти зеркальной черной террактоты. Здание в Мэннендорфе спроектировала дочь галериста вместе со своим мужем из бюро Baier Bischofberger Architekten.

Синагога в Майнце. Manuel Herz Architects Синагога в Майнце. Manuel Herz Architects Синагога в Майнце. Manuel Herz Architects

Работа со светом

Но наилучшими образом свойства глазурованного материала иллюстрирует проект другого швейцарского архитектора — Мануэля Херца. В немецком Майнце он построил синагогу в форме фразы на иврите, означающей божье благословение, и ее фасад целиком и полностью облицован терракотой всех оттенков зеленого. Причем в зависимости от освещения и угла зрения цвет меняется от почти черного до блестящего белого.

Так что сегодня терракота применяется повсеместно — для отделки зданий офисов и библиотек, школ и больниц, музеев и галерей. По многим параметрам, включая гибкость и возможную разнофактурность, ей просто нет равных. И завоевание мира становится не метафорой, а реальным фактом.

Больше современных проектов с терракотой ищите по ссылке nbkterracotta.com

РАССЫЛКА arch:speech