Ренцо Пьяно: материалист, который хотел быть музыкантом

Продолжаем проект «Архитектурный Оскар» историей Ренцо Пьяно, празднующего в 2017 году юбилей: итальянскому архитектору и лауреату премии Притцкера исполнилось 80 лет.

Ренцо Пьяно: материалист, который хотел быть музыкантом

Жизнь Ренцо с самого начала была связана с архитектурой. Его дедушка основал фирму по изготовлению кирпича, отец вместе с тремя братьями расширили производство, и к 1947 году, когда родился Ренцо, дело процветало: после войны предстояло поднять Италию из руин, и заказов было много.

Будущий архитектор рос в семье строительных магнатов, но ему претила мысль о том, чтобы продолжать семейный бизнес — он мечтал стать музыкантом. Пьяно не слишком преуспел в своем стремлении и в итоге поступил в Миланский технический университет, получил образование архитектора, а затем попал на стажировку к Луису Кану.

Несмотря на то, что пришлось уступить судьбе, он через всю жизнь пронес свою симпатию к музыке. Пьяно считает ее прямой родственницей архитектуры, так как они обе подчинены одному и тому же: порядку и математике:

«Порядок и хаос, канон и свобода — это и музыка, и то, как я интерпретирую конструкции и материалы. Самыми главными являются моменты, когда ты решаешь не слушаться законов и нарушаешь порядок. Это и есть архитектура».


Уже будучи известным, Пьяно нашел способ напрямую выразить свою любовь к музыкальному искусству. По проекту бюро RPBW (Renzo Piano Building Workshop) в 2001 году построили Концертный зал Никколо Паганини — простое и изящное здание, которое переделали из сахароперерабатывающей фабрики в Парме. 

Концертный зал Никколо Паганини в Парме

В бюро не хотели сносить старую архитектуру и строить на этом месте новую — фабрика была связана с эмоциями и воспоминаниями местных жителей, к тому же ее размеры отлично подходили для концертов. Кирпичный каркас просто «переодели» в новую фасадную систему Schüco. По мнению Ренцо, получилась «идеальная музыкальная шкатулка».

Schuco FW 50+
В концертном зале Никколо Паганини использована Schüco FW 50+ — одна из самых продаваемых фасадных систем в Европе. Популярность обусловлена тем, что она подходит к многим другим продуктам Schüco. Кроме того, эта система универсальна — с помощью нее можно создавать как разнообразные фасады, так и светопрозрачные крыши в любых климатических условиях.

Еще через год в Риме открылся центр классической музыки «Аудиториум», или Parco della Musica. Он состоит из трех корпусов, которые расставлены максимально далеко, чтобы звуки из разных залов не перекрывали друг друга. Здания выглядят совершенно одинаковыми, их различия обусловлены лишь масштабом: один на 2600, второй на 1600 и третий на 700 мест. Пьяно сделал все, чтобы Parco della Musica «зазвучал», и добился своего — специалисты по акустике говорят о залах «Аудиториума» как об идеальных, лучших в мире помещениях для живой музыки.

Комплекс Parco della Musica в Риме

Их сложно назвать красивыми, но Пьяно и не собирался делать из Parco della Musica «второе Бильбао». Первостепенным было решение конкретной инженерной задачи. Подобный подход он применил во многих своих зданиях, в том числе тех, которые принесли ему самую громкую славу — музеях и культурных центрах.

В Центре Помпиду в Париже все технические конструкции — арматурные соединения, трубопроводы, лифты и эскалаторы — вынесены наружу. Разные виды коммуникаций выкрашены в разные цвета. Это сделало здание удобным для монтажников и позволило высвободить максимально много места внутри, но внесло существенные коррективы в его внешний вид. После открытия Помпиду в 1977 году консервативные архитектурные критики и жители Парижа устроили настоящий чемпионат по остроумию: постройку называли «Помпизавром», «электростанцией», «Помпиодилиумом», «вывернутой наизнанку» и так далее. Возле здания проводили пикеты, не желая видеть в центре города нефтеперегонный завод.

Центр Жоржа Помпиду в Париже

Однако уже через несколько месяцев оказалось, что «фабрика по производству искусства» отлично работает — это место стало излюбленным среди туристов и молодежи. Ровно то же самое о нем можно сказать и 40 лет спустя после открытия.

Много позже Пьяно спроектировал еще один культурный центр, который стал городской доминантой — Культурный центр Ниархоса Ставроса в Афинах. Это очень спокойная архитектура. Она как бы «вырастает» из земли: имеет зеленую кровлю и изо всех сил маскируется под выбитый кусок земной коры. О том, что под слоем земли расположено здание, напоминают только световые люки Schüco, скрытые среди растений.

Культурный центр Ниархоса Ставроса в Афинах

Однако и здесь угадывается пристрастие архитектора к хай-теку: оно отражено в верхней части Центра, где парит приподнятая на тонких колоннах кровля. В то же время она является ключевой деталью здания. Конструкция выполнена из легких стальных элементов. Их соединяют две железобетонные плиты толщиной всего в несколько сантиметров. Вся эта оболочка площадью 10 000 м² весит 3500 тонн и поддерживается тридцатью стальными колоннами с максимальным диаметром 30 см. Вдобавок к колоннам существует амортизирующая система, которая делает всю структуру подвижной на случай сильного ветра, землетрясений или теплового расширения. 

Schuco FW 50+
В Афинах фасадную систему Schüco FW 50+ использовали для светопрозрачной кровли. Один из безусловных плюсов этой системы — простая реализация при любой, даже самой сложной геометрии крыши. Schüco FW 50+ также подходит для индивидуальных проектов благодаря широкому разнообразию декоративных накладок.

Это здание — лучшая иллюстрация того, почему Пьяно сам себя называет отчаянным материалистом. За 80 лет жизни у него не появилось даже профессионального кредо или манифеста. И не сделал он этого по все той же причине — говорит, ему далеко до «возвышенных» гуманитариев, а любая лирика в архитектуре все равно упирается в сметы и чертежи.

Правда, когда Пьяно спросили, почему он согласился на проект культурного пространства ГЭС-2 в Москве, он ответил, что хочет вырастить на этом месте лес. Потому что «лес дарит красоту, а красота иногда способна изменить мир». Так что, похоже, архитектор слегка лукавит.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще