Рем Колхас снова в Москве: что известно о концепции ОМА для комплекса на Крымском Валу

Вместе с ТПО «Резерв» Владимира Плоткина голландец работает над объединением ЦДХ и Третьяковской галереи в единый масштабный проект.

Рем Колхас снова в Москве: что известно о концепции ОМА для комплекса на Крымском Валу

В советское время Рем Колхас 12 раз приезжал в Москву: изучал авангард и писал книгу об Иване Леонидове. В новое время город привлекает архитектора наследием модернизма. После ресторана «Времена года», переделанного в музей «Гараж», очередь дошла до соседа напротив — здания на Крымском Валу.

В этот раз большая часть работ будет идти только внутри, а внешний облик практически не изменится. Судя по рендерам, сохранятся и советские светильники, и потолок. Главная задача проекта — расчистить здание от наслоений разных лет, вернуть единое восприятие пространства и адаптировать площади под требования нового времени.


ЦДХ + ГТГ = самый большой музей России?


Исторически, еще с открытия в 1979 году здание на Крымском валу делили Союз художников и Третьяковская галерея. Все изменилось летом 2017 года, когда Верховный суд России ликвидировал Международную конфедерацию союзов художников (одним из активов которой был как раз ЦДХ), а власти Москвы решили отдать всё здание Третьяковской галерее.

Дело еще не решено, до сих пор рассматривают апелляции, но если комплекс полностью передадут ГТГ, то получится, как утверждают архитекторы, самое большое в стране музейное здание общей площадью более 60 тыс. кв. метров. К примеру, Эрмитаж занимает в четыре раза больше места, но разделен на серию корпусов. Как цитирует Рема Колхаса РБК, за счет единого объема в обновленной ГТГ будет совсем другая атмосфера:

Третьяковская галерея на Крымском валу — одно из самых больших в мире выставочных пространств, и при правильной организации это место может стать самой масштабной культурной площадкой в Москве.

OMA
Здание на Крымском Валу строили с 1965 года по проекту мастерской под руководством Николая Сукояна и Юрия Шевердяева, а закончили лишь к начала 1980-х.


Здание очистят от надстроек и сделают удобным


Чтобы реализовать эти планы, архитекторы предлагают прежде всего навести порядок внутри: расчистить пространство от поздних надстроек, перегородок, излишних коридоров и глухих лестниц, которые сегодня сильно усложняют передвижением по музею. Отлично передает нынешнюю ситуацию архитектурный критик Марина Анциперова в репортаже Strelka Magazine:

«Сорок один зал основной экспозиции — сплошное мучение для того, кто решит обойти их полностью. Здесь нет ни библиотеки, ни удобных лекториев. Лифтов в здании, можно сказать, что полтора; кафе, пусть и появилось, носит скорее символический характер — как и книжный магазин. Свет и размер помещений просто не позволяют показать здесь масштабные произведения».

OMA

Исправлять ситуацию будут через новые связи и потоки: появятся эскалаторы, уберут стены между двумя частями, а лестницу в музейной части развернут под углом в 90 градусов. В результате, по словам Колхаса, должны получить обширные открытые пространства, которые и задумывали в 60-х годах:

Наша миссия — раскрыть потенциал здания. Мы возвращаем ему масштабность и подчеркиваем самые лучшие оригинальные части, например, потолок, каменные перила. Половина из того, что есть в интерьере сейчас, не планировалась первоначально. Поэтому мы убираем перегородки и создаем другой эффект. Мы ничего не добавляем, просто возвращаемся к тому, что было потеряно.

Фото © Любимов Андрей/АГН Москва


Разделение на две главных зоны сохранится


Раздвоение на фестивальную программу и музейную останется и в новом здании. На месте ЦДХ будет самый большой выставочный зал. Нынешнюю музейную часть отдадут под коллекцию. Всего планируется четыре блока: выставочный зал, коллекция, образовательный центр и хранилище. Владимир Плоткин, чье бюро ТПО «Резерв» ведет проект с российской стороны, объяснил, что такая схема позволит переезжать в несколько этапов:

«В представленной концепции здание разбито на четыре секции, и вести работы по реконструкции можно будет по каждой из четырех секций. Можно начать с фондовых и складских, технических помещений и двигаться в направлении Дома художника. Здание большое, и реконструкция может вестись поочередно».

OMA


Появятся новые функции: открытые запасники, видовой ресторан и гостиная


К фестивальной зоне на четвертый этаж перенесут панорамный ресторан с видами на Парк Горького. Вместе с фондами разместят реставрационные мастерские, научно-исследовательские лаборатории и открытые запасники, которые покажут жизнь музея изнутри. Между двумя частями Рем Колхас предложил создать городскую гостиную:

Мы планируем сделать гостиную, куда могут приходить люди посидеть, поработать, при этом не обязательно будет посещать экспозиции музея, тут же может разместиться образовательный центр.

OMA


Но пока это только лишь концепция


Совет попечителей Третьяковки единодушно принял новую концепцию, которая, впрочем, еще может измениться. Впереди полгода полного обследования здания и завершения проектных работ, которые профинансируют компания «Транснефть» и торговый дом ГУМ. Итоговый проект утвердят только после того, как закончатся все имущественные споры, которые, по словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, продлятся еще несколько месяцев.

Если всё пойдет по плану, реализацию планируют начать в 2021-22 годах.

РАССЫЛКА arch:speech
 
Свежие материалы на arch:speech


Загрузить еще